Гонки

Подвижные игры в школе на перемене. Игры на перемене в начальных классах. Зеленый, красный, желтый

Подвижные игры в школе на перемене. Игры на перемене в начальных классах. Зеленый, красный, желтый

Игра - одна из форм познавательной деятельности, и задача взрослого - правильно направить эту познавательную деятельность и осуществлять контроль над тем, как она проходит. Детям, пошедшим в первый класс, зачастую бывает сложно сразу включиться в работу: они пока неусидчивы, да и энергии у них хоть отбавляй. Поэтому на переменах первоклашки носятся, прыгают, кричат и галдят. А можно использовать время, отведенное на отдых между уроками, с пользой: например, поиграть с первоклашками в полезные и интересные развивающие игры.

Игры для первоклассников на перемене - важный способ отдыха, физической и эмоциональной разрядки: маленьким детям очень сложно сидеть 45 минут тихо, при этом сохраняя внимание и сосредоточенность.

Для чего нужны игры на переменах?

Игры для первоклассников преследуют несколько целей:

  • коммуникативную ( - общаются, знакомятся, учатся быть вежливыми друг с другом, изучают простейшие правила поведения в социуме);
  • физической разрядки (малышам довольно тяжело сидеть целый урок на одном месте, подвижные игры выступают для них в роли своеобразной физкульт-минутки);
  • снятия зрительного напряжения;
  • переключения внимания, психической и умственной разрядки (игра - хороший способ дать отдых мозгу ребенка и потренировать реакцию);
  • психологичесую - такая смена деятельности укрепляет здоровье, поднимает настроение детям и формирует у них положительное отношение к школе и учебе.

Подвижные и развивающие игры для первоклассников на перемене

Свободный номер

Дети встают в плотный круг лицом к центру и рассчитываются по порядку. Водящий стает в центр и называет громко любые номера. Эти номера должны быстро поменяться друг с другом местами, а водящий в это время - занять одно из освободившихся мест. Тот, кому места не досталось, становится водящим.

Колокольчик

Дети встают в круг и берутся за руки, двое игроков становятся внутрь круга. Одному из них дают колокольчик, а второму завязывают глаза - он должен ловить первого, ориентируясь на звон колокольчика, а первый - убегать.

Игра на внимание

Педагог (ведущий) сначала объясняет детям правила: он будет вставать и садиться, при этом одновременно говорить детям сесть или встать, а они должны выполнять команду, даже если сам педагог делает в это время другое (говорит: «Встаньте!», а сам садится). Те, кто ошибается, выбывают из игры, а игра с каждым выбывшим становится все быстрее и быстрее.

Ручеек

Играет нечетное количество детей. Все встают попарно друг за другом, держа друг друга за руки высоко над головами, образуя живой коридор. Водящий быстро проходит через коридор, хватает одного человека и встает в конец, а его ребенок без пары становится водящим.

Съедобное-несъедобное

Игроки садятся или встают рядом друг с другом, а ведущий кидает мяч, громко называя слова: если слово «съедобное», то игрок ловит мяч, а если несъедобное, то отбивает. Постепенно игра должна ускоряться.

Глухой телефон

Две команды игроков соревнуются в том, какая из них правильнее донесет по телефону загаданное слово: ведущий загадывает его и тихо говорит на ушко 1-му игроку, а он также на ушко сообщает его следующему и так до последнего, который вслух называет то, что услышал.

Узнавалки

Дети встают в круг, водящий - в центре с завязанными глазами. Водящий крутится на месте, дети тоже идут по кругу, потом кто-нибудь кричит «стоп», и водящий должен с закрытыми глазами найти того, кто сказал «стоп», и узнать его на ощупь.

Лучшее в школе – игры на перемене, это вам любой ребёнок подтвердит. А учителя согласятся, да ещё и аргументируют: от физической активности улучшается настроение и повышается работоспособность. А ещё дети во время игры на школьной перемене успевают заводить друзей, учатся принимать решения – десять минут на всё! – и развивают сообразительность.

На переменах младшие школьники обычно носятся по коридорам с дикими криками. Тренируются. Но лучше всё же упорядочить их броуновское движение: занять подвижными или спокойными играми.

Игры на перемене в начальной школе

Начать стоит с классики: салочек, пряток и ручейка. Эти подвижные игры помогают детям отдохнуть от уроков и наверстать потерянное (как они думают) время. Если в классе случайно появился мяч – или его принесли из дому, тоже случайно, – можно сыграть в города или съедобное-несъедобное. Вот другие подвижные игры для перемены в начальной школе.

Подвижные игры

Чокнутое ведро

Возраст : для 1, 2 или 3 класса
Число игроков : от 2 до 4
Любимое занятие первоклассников – швырять бумажки в мусорное ведро. А тут это ведро ещё бегает и непредсказуемо закрывает крышку. Попробуй-ка ещё в него попасть! Очень весёлая и подвижная игра на ловкость и меткость для начальных классов на перемене.

Angry Birds Space

Возраст : для 1 - 4 класса
Число игроков : от 2 до 4
Тоже бросательно-метательная игра на ловкость и меткость. Нужно сбить свинку так, чтобы набрать больше всего очков. Может потребоваться помощь более старших счетоводов, потому что не все младшие школьники умеют складывать четырёхзначные числа.

Твистер

Возраст : для 1 - 4 класса
Число игроков : от 2 до 6
Весёлая подвижная игра на гибкость, где нужно ставить конечности на заданные кружочки и заплетаться всем в узел. Игрок, который коснулся земли коленом, локтем, пятой точкой, выбывает из игры. Побеждает самый последний, кто устоял. Коврик для игры легко и просто расстилается в коридоре школы.

Спокойные игры

Когда дети устанут, предложите им на перемене что-нибудь спокойное: испорченный телефон или одну из множества настольных игр.

Не спугни пингвина

Возраст : для 1 , 2 или 3 класса
Число игроков : от 2 до 4
Крайне простая, быстрая и весёлая игра, вся суть которой описана в названии. В ней надо аккуратно орудовать молоточками, чтобы не обрушить вместе с кусочком поля и пингвина. Следите за детьми – выбивать пыль друг из друга тоже интересно.

7 на 9

Возраст : для 2 - 4 класса
Число игроков : от 2 до 4
Чтобы отдохнуть от математики, надо сыграть в 7 на 9. Да, здесь тоже есть примеры, но совсем простые. А главное – эта карточная игра на скорость и внимательность куда интереснее бесконечного урока.

Крестики-нолики

Возраст : для 1 - 2 класса
Число игроков : 2
Для первоклассники или второклассника нет ничего проще и интереснее, чем крестики-нолики. Управлять магнитными фишками одно удовольствие: они не выпадают из коробки и не разлетаются по коридору. И бумага не тратится!

Собери четвёрку

Возраст : для 2 - 4 класса
Число игроков : 2
Игра похожа на крестики-нолики – тут тоже надо выстроить в ряд свои фишки. Однако она сложнее, ведь поле больше, а длина линии увеличилась. Но играть от этого становится только интереснее: кто же быстрее справится, кто победит.

Спиннеры

Возраст : для 2, 3, 4 класса
Число игроков : 1
Обрели славу внезапно, но за недолгое время успели полюбиться детям по всему миру. Простая игрушка, которую всего-то нужно вертеть между пальцев, притягивает внимание и помогает успокоиться. Так что, если ребёнок нервничает – дайте ему спиннер.

Дрова

Возраст : для 1 - 4 класса
Число игроков : от 1 до 16
Дрова ждут ловких рук, готовых вновь и вновь возводить башню. Или разрушать её. Или просто перекладывать гладкие деревянные брусочки. Игра на ловкость учит младших школьников аккуратности, балансу и улучшает координацию и настроение.

Игры на переменах для средних классов и старшеклассников

Средние и старшие классы уже не так подвижны. Нет, в 11-12 лет пара мальчишек ещё могут побегать по коридору, сшибая с ног зазевавшихся мальчиков и директора, но это быстро заканчивается.

Так чем же заняться на перемене солидным и взрослым шестиклассникам, в какие игры можно играть? Прятки – несолидно, салочки для детей. Остаются спокойные и не очень настольные игры, которые можно разложить на перемене и сыграть быстренько.

Возраст : для средних и старших классов
Число игроков : от 2 до 19
Простая игра, которую можно брать с собой куда угодно. И играть тоже: просто задавай наводящие вопросы и составляй историю. В ряду этих игр полно тем: и детективные случаи, и жутко-ужасные, и всякая всячина.

Челюсти

Возраст : для 9 - 11 класса
Число игроков : от 2 до 4
Это не только классика кино, но и 5-10 минут неудержимого смеха. Вы только посмотрите, как старшеклассники шамкают и свистят, пытаясь говорить с открытым ртом. Отличная разминка после тоскливого урока физики. А учителям можно сказать, что вы не беситесь, а тренируете артикуляцию. Это, кстати, правда.

Дрова Вечеринка

Возраст : с 5 класса
Число игроков : от 1 до 16
Ломать – не строить. Тем более, когда приходится строить, параллельно выполняя дополнительные задания: мычать, кряхтеть или выбивать брусок щелбанами. Проигрывает тот, у кого башня рушится. Отличное развлечение на перемене, море смеха обеспечено.

Улей

Возраст : с 5 класса
Число игроков : 2
В Улье нет места двоим пчелиным королевам, так что придётся постараться, чтобы изгнать одну из них. Эта игра – стратегия, похожая на шахматы, но гораздо проще и быстрее. Двигать фишки, выстраивая ловушку для матки, довольно легко, но не верьте внешнему изяществу: Улей очень серьёзен.

Языколом

Возраст : для 5 - 9 класса
Число игроков : от 1 до 8
Это такой специальный тренажёр, чтобы научиться чётко и внятно произносить слово Ёскьюватн. Сначала язык будет заплетаться и цепляться за зубы, но потом дело наладится. А вскоре школьники смогут потягаться с дикторами.


Список игр, в которые можно играть на перемене, вышел внушительным, но не всеобъемлющим. Позвоните оператору, чтобы убедиться – в его закромах хватит игр на десяток школ. Кстати, если родительский комитет решит поощрить детей за учёбу – звоните оператору. Классам полагаются хорошие скидки.

Зеленый, красный, желтый

Дети становятся в круг, учитель с тремя кружочками - посредине. Учитель дает команды: "Остановились! Приготовились! Пошли!", - одновременно поднимая соответствующий кружок. Учащиеся, которые ошиблись, выходят из игры

Найди спрятанный предмет

Один ученик отворачивается, остальные дети прячут предмет (палочку, кубик и т. п.). После этого сообщают "маршрут" тому, кто будет искать: пройти два шага прямо, повернуть налево, пройти семь шагов вперед и можно искать.

Как живется твоим вещам

Учащиеся выходят к столу. Все рассматривают его одежду и отвечают на вопрос учителя: "Хорошо ли живется рубашечке у Андрея?" Дети отвечают: "Хорошо. Она отглаженная, чистая, все пуговки на месте". Обсуждается не только одежда ученика, но и прическа. обувь. Все это поможет выяснить, как лучше ухаживать за одеждой, обувью, чтобы выглядеть аккуратным.

Режим дня

Учащимся раздаются сюжетные картинки, на которых изображены режимные моменты школьника. Учащиеся рассматривают картинки, затем быстро выстраиваются друг за другом, соблюдая последовательность выполнения режимных моментов.

Как мы одеваемся?

Учащиеся задумывают названия предметов одежды: платочек, платье, варежки, туфли, носки и пр. Каждый ученик тихонько называет задуманное учителю (не должны повторяться одни и те же предметы). Потом кто - то из детей (вначале это делает учитель) рассказывает, например: "Собрался я кататься на санках и надел на себя...". Прервав рассказ, он указывает на любого ученика, который называет задуманное слово. Учащиеся должны сказать, правильно ли оделись в данном случае дети.

Палочка, остановись!

Ученики становятся в круг, учитель - в центр. Игра проходит в виде эстафеты: дети называют слова и одновременно передают палочку по кругу. О том, на какую тему будут слова, договариваются заранее: "О чем будем рассказывать?" - "О зиме". Учитель предлагает подобрать вначале слова о погоде и дает палочку одному из ребят; тот называет первое слово (морозная) и передает палочку следующему участнику игры и т. д. Таким образом дети подбирают много слов (ветреная, холодная, снежная и т. п.). Если играющий повторяет уже названное слово или долго не может подыскать нужного, учитель говорит: "Стоп! Палочка, остановись!" - и этот ученик выходит из круга.

Загадка Петрушки

Учитель сообщает, что получено письмо от Петрушки с интересной загадкой. Читает письмо: "Дорогие дети! Я сейчас живу на даче, много гуляю. Я нашел хорошего друга. Кто он - отгадайте.

Летом холодит,
Зимой греет,
Осенью кормит?
Кто же этот друг?"

По такому принципу можно подбирать загадки любого содержания.

Кто летает (прыгает, плавает, бегает, ползает)?

Учитель показывает изображение животного, а учащиеся рассказывают, где оно живет, как передвигается. Для игры выбирают пять звеньевых. Каждый из них получает треугольник определенного цвета, а остальные дети - картинки с изображением животных. По сигналу дети, у которых на картинках изображены животные, которые летают, становятся возле ученика с зеленым треугольником, с изображением плавающих животных - возле звеньевого с голубым треугольником и т. д. Выигрывает то звено, которое быстро и правильно выполнило задание.

Бывает - не бывает

Учитель говорит: "Я расскажу вам о том, какой бывает погода в то или иное время года, чем занимаются дети и взрослые, а вы должны сказать, бывает ли так в это время года".
Учитель: Выпал снег, и зацвели подснежники.
Дети: так не бывает.
Учитель: А почему? Когда идет снег? А когда цветут подснежники?
В дальнейшем можно использовать такие "путаницы":
Мальчик поехал на лыжах собирать землянику.
В саду цветут розы, а дворник заметает на дорожках снег.
Падают желтые листья, дети впервые пошли в школу.
Зацвели цветы, птицы улетели, на деревья распускаются почки.
Мальчик был в лесу и видел в норе петуха.

Нужно - не нужно

Ведущий говорит: "Я хочу посадить огород. Капуста нужна?" Дети отвечают: "Нужна". Перечисляя овощные растения, ведущий называет фруктовые. Кто из детей ошибся, платит фант. "Засадив" огород, дети продолжают игру - начинают "засаживать" сад. Ведущий, перечисляя фрукты, употребляет названия овощей. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Кто это?

Ученики поочередно берут карточки у ведущего, но так, чтобы дети не видели, что там нарисовано. Тот, кто вытянул карточку, имитирует голос и движение изображенного на ней животного, а остальные отгадывают, что это за животное.

Перекресток

Для игры нужен "перекресток" (рисуют мелом). На перекрестке должны быть "переходы", "островки безопасности", линии "стоп". Ведущий в роли светофора стоит в центре перекрестка. Учащиеся делятся на две группы: пешеходы и транспорт. По сигналу "светофора" пешеходы переходят улицу,движется транспорт. Ведущий следит за соблюдением правил уличного движения. Нарушителей исключает из игры. Побеждают те, кто не нарушает правил уличного движения.

Ловкий пешеход

Пешеходы по очереди переходят перекресток. Перейти - значит на ходу забросить мяч в зеленый глазок светофора. Попал в красный - пешеход не имеет права переходить улицу, выбывает из игры. Попал в желтый - получает право еще раз бросить мяч.

С чем нельзя в лес ходить?

Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

Правила игры: Воспитатель выкладывает на стол предметы или ил люстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, вело сипеда... Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.

Третьим кризисом в жизни ребенка после его рождения и детского сада является, безусловно, школа. И чтобы ребенку было комфортно на уроках, перемене, во время отдыха на улице в школьном дворе, учителю необходимо создать благоприятные условия, которые позволят не только развивать ребенка физически, но и умственно. Этому способствуют игры, в процессе которых первоклашка учится общаться со сверстниками, ориентироваться в пространстве, узнает окружающий мир, развивает ловкость и т.д.

Своеобразным организационным и обязательным моментом на уроке являются игры, проводимые учителем в классе. Они не только положительно влияют на умственное развитие ребенка, но и позволяют сделать паузу для отдыха еще не совсем адаптированных детей к школе.
В методической копилке учителя должны быть дифференцированные и интересные игры для первоклассников.

Игры на внимание

1. «Мики Маус».
Обычно в классе парты стоят в 3 ряда. Учитель сообщает детям, что каждый ряд — это команды. Первая группа (1 ряд) должна громко крикнуть «Мики», когда учитель поднимет правую руку вверх. Вторая команда (3 ряд) кричит «Маус», если поднимает левую руку. А третья группа (средний ряд) должна громко крикнуть «Мышонок», если учитель скрестит руки.
Примечание. Педагог в начале игры предупреждает детей, что им нужно быть очень внимательными, так как он может намеренно их путать, например, поднять вверх одновременно две руки.

2. «Моторчик».
Своеобразно ее проводить, когда ребята устали и начинают нарушать дисциплину в классе. Подобные игры с первоклассниками на уроке помогают им «нашуметься» и дальше работать в полной тишине.
Итак, учитель спрашивает у детей, как работает мотор в машине, какой звук он издает. Педагог просит учеников представить, что они — это один мотор, а он — водитель, который будет его регулировать. Когда рука — «рычаг» будет подниматься вверх, мотор должен работать громко (произносить звук «р-р-р»), если опускается вниз, то он работает тише.

Игра на развитие воображения

Игра «Покажите звуки»

В руках у учителя карточки с картинками животных, птиц, предметов. Педагог показывает классу по одной карточке. Дети должны, не называя того, что изображено на картинке «сказать» слово звуком и изобразить с помощью мимики и жестов. Например, кошка. Первоклашки говорят «мяу-мяу» и показывают коготки.

Игра для снятия мышечной нагрузки

Игры для первоклашек в классе должны носить также комплексный характер, особенно на уроках письма и математики, когда задействована мелкая моторика и мышцы спины.
1. «Дождик».
Эта игра хорошо снимает напряжение и очень нравится детям. Учитель говорит ребятам, чтобы они представили, что идет дождь. Педагог комментирует, ученики вместе с ним повторяют только движения.
— «Пошел дождь» (дети поднимают руку перед собой ладошкой вверх).
— «Сначала одна капля» (ударяют по ладошке одним пальчиком другой руки).
— «Затем две капли» (двумя пальчика и т.д.).
— «И тут полил сильный дождь» (ученики хлопают в ладоши).
— «Дождь понемногу стал утихать. Четыре капли, три, две, одна» (также показывают в обратном порядке).
— «Дождь закончился. Выглянуло солнышко!» (дети поднимают руки вверх).

Игра на развитие скорости реакции

1. «Такие разные животные».
Первоклашки встают из-за парт. Игра проводится на месте. Учитель произносит слова (4-5), а дети изображают то, что им сказал классный руководитель, причем темп игры постепенно увеличивается. Например, «цапля» — ученики стоят на одной ноге, «зайчик» — ставят руки на макушки и подпрыгивают вверх, «слон» — вытягивают одну руку вперед, словно хобот и т.д.
Примечание. В начале игры педагог должен сам показать движения.

Плюсы проведения игр в классе.
Данные игры для первоклассников в классе позволяют за небольшой промежуток времени снять эмоциональное и физическое напряжение, сконцентрировать внимание на уроке при дальнейшей работе и даже помогают постепенно справиться детям с комплексами.

Игры для первоклассников на перемене

Пока у первоклашек не развито чувство коллективизма и организованности, учитель должен постоянно находиться рядом с учениками, в том числе во время игр на перемене.
Следует помнить, что не стоит проводить слишком активные и подвижные игры для первоклашек на переменках, так как ребята могут не только устать из-за своего неумения правильно распределять силовую нагрузку, но и настолько стать возбужденными, что на уроке они попросту станут неусидчивыми. Поэтому игры для первоклассников на перемене правильней проводить в кругу, без догонялок, пряток и т.п.

Игра на сплочение класса

1. «Миксер»
Ребята стоят в кругу. В центре водящий. Он говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого… и называет 1 признак (например, длинные волосы, кто в кроссовках, кто любит пирожные и пр.)». В момент движения, водящий должен занять одно из освободившихся мест. Кто не успеет встать во время, становится в центр круга.
Эта игра позволяет узнать друг о друге не только ребятам, но и учителю, а также развивает внимание и быстроту реакции.

2. «Цифры»
Данная игра похожа с предыдущей. Первоклашки рассчитываются по порядку, стоя в кругу и запоминают каждый свое число. Затем один из желающих выходит в центр и называет любые 2 числа (учитывая расчет), которые должны поменяться местами, а водящий как можно быстрее занять одно из мест. Кто не успел, становится в центр и продолжает игру.

3. «Построение»
По команде учителя класс должен построиться:
— по росту,
— по длине волос,
— по цвету глаз и т.д.

4. «Веревочка»
Ученики, держась за веревку или скакалку, должны построить с помощью нее какую-либо фигуру, букву и т.д. Например, круг, буква «П», «Г» и др.

Игра на выявление лидера в группе

1. «Крокодил»
Ребята сидят на корточках, образуя круг. Здесь же находится учитель, который произносит слово «Крокодил» и одновременно на пальцах показывает число — 1, 2, 5…, т.е. это число, будет обозначать, количество ребят, которые должно подняться. Каждый встает по своему желанию.
Педагог внимательно наблюдает и делает для себя выводы: те мальчики и девочки, которые поднимались чаще всего, являются потенциальными лидерами в классе. Кроме того, эта игра помогает детям еще и повторить счет.

Игры для первоклассников на улице

Школьный двор, как известно, позволяет не только проводить подвижные игры, но и такие, где не запрещается громко кричать и шуметь.

Игры для разминки

1. «Дрозд»
Класс делится на 2 команды. Становятся лицом в 2 шеренги. Затем повторяют слова и движения, показывая друг на друга:
— «Ты — дрозд, я — дрозд»,
— «У тебя нос, у меня нос»,
— «У тебя щечки красные, у меня щечки красные»,
— «У тебя губки алые, у меня губки алые»,
— «Мы два друга любим друг друга!» (обнимаются).

2. «Угадай, чей голосок?»
Выбирают среди детей водящего, который стоит в центре круга с закрытыми глазами. Остальные ученики, взявшись за руки, водят хоровод и произносят слова:
— «Собрался в кружок народ,
Водим, водим хоровод,
А как скажем: «скок-скок-скок» (эти слова должен сказать кто-то один из первоклассников. Лучше, когда сам учитель, молча, покажет на ученика). Угадай, чей голосок?!»

Затем ребенок открывает глаза и должен догадаться, кто сказал «скок-скок». У него есть 3 попытки. Если справился, то меняются местами, если не угадал, то остается по-прежнему водящим.

Игры для первоклассников на улице хороши еще и тем, что благодаря большому пространству можно проводить общие игры, требующие от детей определенных действий.

Командно-сюжетная игра

1. «Мамонты»
Участвует весь класс. Учитель распределяет роли между первоклашками: мамонты (большинство класса), спасатель — 1 ребенок, охотники (2-3 пары) — должны передвигаться вдвоем только, держась за руки. Их задача — поймать мамонта. Чтобы это сделать, нужно поймать «животное», образовав кольцо, взявшись свободными руками. После этого охотники отводят в таком положении добычу в обговоренное заранее место. Если спасатель не успеет освободить мамонта, т.е. коснуться его рукой, то этот ребенок выбывает из игры.
Спасатель может «освободить» жертву только 3 раза. Если ребенок попался «в лапы» охотников более, чем положено, то он также выходит из игры.

2. «Выручай!»
Среди учащихся выбирают 1-2 водящих, которые должны «замораживать» касанием руки всех передвигающихся ребят. Если кого-то все-таки заморозили, то он должен стоять на месте — руки в стороны, ноги на ширине плеч и громко кричать такие слова:
«Поскорее прибегай
И меня ты выручай!».
Остальные участники (кто-то один) могут его «выручить», если пролезут под ногами «замороженного». Только тогда «спасенный» может продолжать игру.

Игры со спортивным инвентарем

1. «Овощи-фрукты»
Водящий бросает мяч по очереди игрокам, стоящим в одну шеренгу, называя при этом овощи и фрукты в любом порядке. Если это овощ, например, картошка, нужно поймать мяч и присесть, если фрукт — яблоко, то следует также поймать мячик, а потом подпрыгнуть.

2. «Рыбачок»
Ребята стоят в кругу, в центре первоклашка со скакалкой. Он крутит ее по часовой стрелке, а все остальные должны подпрыгивать, чтобы не коснуться ногами скакалки. Кто не успел или замешкался, становится «пойманной рыбкой». Затем водящий и рыбка меняются местами.

Все вышеперечисленные развлечения, казалось бы, на первый взгляд простые забавы для детей, но такие служат своеобразной подготовкой к большой школьной жизни. Благодаря игровым ситуациям ребята учатся правильно вести себя, логически мыслить и приучаются к спорту.

В начальной школе необходима организация игры для детей младшего возраста на большой школьной перемене. Место проведения игры выбирают по времени года - на улице или внутри помещения. В помещении школы игровое пространство детей ограничено стенами класса или школьного коридора. Какие игры для младшего школьного возраста могут быть организованы в небольшом пространстве?

Игра 1 - Пионер, дай смену

Игра организовывается для детей в коридоре школы. Класс условно делят на две команды. В каждой команде школьники берут друг друга за руки и растягиваются в шеренгу. Шеренги детей стоят лицом друг к другу. Одна из команд (определяется жребием) хором произносит: «Пионер, пионер, дай смену!» Вторая отвечает: «Кого?» Далее первая команда школьников называет имя человека из состава второй команды, которого они приглашают к себе. Выбранный ученик бежит к первой шеренге и пытается прорваться между руками детей из первой команды. Если у него получилось и дети отпустили руки – он забирает одного из детей первой команды, и они вдвоём возвращаются во вторую шеренгу. Если же первая шеренга удержала школьника, не разорвав руки, он остается в новой команде.

Игра 2 - Третий лишний

Игра для младшего школьного возраста годится и для детей среднего возраста, и даже для старшеклассников. Одноклассники становятся в круг по два человека (выбор пары произвольный). Дети в парах стоят один сзади другого, первый и второй. Выбирают того, кто будет убегать (первый), и того, кто будет догонять (второй). Первый убегает от ловца и может в любой момент встать перед какой-либо парой (с внутренней стороны круга). В это время последний человек из этой пары должен быстро выбежать со своего места и начать бег по кругу от догоняющего. Если он зазевался и его догнали, роли меняются и он сам становится ловцом.

Убегая, каждый участник занимает место перед любым играющим, при этом он становится первым в паре, а тот, кто был первым, становится вторым.

Игра 3 - Платочек

Эта детская игра популярна в детском саду. Но приносит массу удовольствия играющим младшего школьного возраста. Дети становятся в круг и присаживаются на корточки (при желании, можно стоять). Ведущий берёт предмет (кубик, платок, небольшой портфель) и идёт с ним по кругу, повторяя песенку: «Я несу, несу платочек под малиновый кусточек». При этом он старается незаметно оставить предмет сзади чьей-то спины. Если ему удалось, и он, оставив «платочек» на полу сзади ребёнка, прошёл круг и опять пришёл к оставленному предмету, то зевака становится водящим. Каждый ребёнок в круге старается быть внимательным и заметить, когда за спиной появится предмет. Если он заметил, он встаёт, берёт «платочек» в руки и догоняет водящего.

Игра 4 - Панас

Игра организовывается на переменах в коридоре. Водящему завязывают глаза шарфом или платком, несколько раз оборачивают его вокруг себя и оставляют. Все играющие дети хлопают в ладоши и зовут «Панас! Панас!» Водящий ловит игроков, ориентируясь на звук хлопков.

Подвижные игры в классе

Подвижные игры для небольшого пространства востребованы в тех случаях, когда коридор небольшой и разгуляться в нём негде. Наиболее интересные игры имеют глубокую историю, и часто использовались в качестве обрядовых танцев во время народных гуляний.

Игра 5 - Ручеёк

Популярная игра на перемене, поскольку не организовывает активного движения и не является травматичной. Интересна детям разного возраста.

Дети строятся парами друг за другом. Каждая пара соединяет руки, поднимает их вверх. Образуется коридор. По живому коридору проходит ученик и выбирает себе пару. Тот, кого он выбрал, идёт за ним, они выходят их коридора и становятся первой парой. Оставшийся без пары идёт к последней паре и входит в живой коридор, выбирая себе нового партнёра.

Игра 6 - Ниточка с иголочкой

Игра может быть организована даже в помещении небольшого класса. Дети строятся в шеренгу друг за другом. Первый ученик – иголочка, все остальные - ниточка. Иголочка передвигается по классу, все остальные играющие повторяют за ним передвижения: проходят между партами, переступают стулья, обходят вокруг стола учителя.

Игра 7 - Путаница

Также представляет подвижные игры для детей на минимальном пространстве. Водящий выходит из класса, дети становятся в круг и берутся за руки. Дальше они запутывают свой круг, переступают друг через друга или пролазят под соединёнными руками соседей. Единственное важное условие – руки не должны расцепляться. Образуется путаница. Когда запутываться дальше некуда, зовут водящего. «Бабка, бабка, нитки рвутся. Скоро-скоро разорвутся». Водящий возвращается в класс и пытается разобрать путаницу, указывает играющим, куда им переступать и как поворачиваться. Если нитка разорвалась, игра начинается заново.

Игра 8 - Петушки

Эта игра требует ловкости. Для игры выбираются два ребенка. На полу рисуют окружность. Играющие становятся внутрь линии, каждый сгибает в колене любую ногу и удерживают её рукой. В таком положении (на одной ноге) дети пытаются грудью вытолкнуть друг друга из круга. Побеждает тот, кто остался внутри нарисованной окружности.

Подвижные игры для детей на площадке школы

Самые популярные подвижные уличные игры для младших школьников, в которые можно играть на перемене – это прыжки на скакалке, на резиночке и в классики (обычно прыгают девочки).

Старинная игра в городки больше популярна у мальчиков. В «городках» из деревянных чурбачков складывают фигуры (ворота, пушка, колодец, стрела). Фигуры размещают в нарисованном на земле квадрате. На расстоянии нескольких метров обозначают линию кона, с которой сбивают фигуры деревянной битой. Соревноваться в меткости можно индивидуально или командами.

Для чего нужны подвижные игры

Современное школьное образование с младших классов ограничивает потребность детей в движении. Это чревато развитием хронических заболеваний опорно-двигательной системы и внутренних органов. Знаменитое выражение «движение – это жизнь» не просто красивая фраза. Оно выражает суть детского развития: без движения невозможно полноценное формирование тела и мозга.

Что дают подвижные игры на переменах:

  1. восполняют необходимую двигательную нагрузку;
  2. активизируют кровоток по всему организму, предупреждая застойные явления и развитие заболеваний;
  3. дают отдых мыслительной деятельности мозга, переключают внимание;
  4. стимулируют развитие ловкости и физической силы;
  5. дают заряд положительных эмоций и создают хорошее настроение.

Любовь к играм сохраняются и во взрослом возрасте. Футбол, волейбол и настольный теннис помогают взрослым сохранить ловкость и молодость.