Спортивные

Игра танграм: история китайской головоломки, правила, схемы, польза для детского развития. Новый: Игры Как составить верблюда из частей танграма

Игра танграм: история китайской головоломки, правила, схемы, польза для детского развития. Новый: Игры Как составить верблюда из частей танграма

Танграм - старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда и предметами обихода. Такого рода головоломки часто называют "геометрическими конструкторами", "головоломками из картона" или "разрезными головоломками".

С танграмом ребенок научится анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель, а самое главное - логически мыслить.

Как сделать танграм

Танграм можно сделать из картона или бумаги, распечатав шаблон и разрезав по линиям. Вы можете скачать и распечатать схему квадрата танграма, кликнув по картинке и выбрав "печать" или "сохранить картинку как...".

Можно и без шаблона. В квадрате чертим диагональ - получается 2 треугольника. Один из них разрезаем пополам на 2 небольших треугольника. Отмечаем на каждой стороне второго большого треугольника середину. Отсекаем по этим отметкам средний треугольник и остальные фигуры. Есть и другие варианты, как расчертить танграм, но когда вы его разрежете на части, они будут абсолютно те же самые.

Более практичный и долговечный танграм можно вырезать из жесткой офисной папки или пластиковой коробки из под DVD. Можно немного усложнить себе задачу, вырезав танграм из кусочков разного фетра, обметав их по краям, или вовсе из фанеры или дерева.

Как играть в танграм

Каждая фигура игры должна складываться из семи частей танграма, и при этом они не должны перекрываться.

Самый легкий вариант для детей дошкольников 4-5 лет - собирать фигуры по расчерченным на элементы схемам (ответам), как мозаику. Немного практики, и ребенок научится составлять фигуры по образцу-контуру и даже придумывать свои фигуры по такому же принципу.

Уровень первый - скачать и распечатать цветной танграм, так легче будет ориентироваться в схеме.

Схемы и фигуры игры танграм

В последнее время танграм частенько используют дизайнеры. Самое удачное применение танграма, пожалуй, в качестве мебели. Есть и столы-танграмы, и трансформируемая мягкая мебель, и корпусная мебель. Вся мебель, построенная по принципу танграма, довольно удобна и функциональна. Она может видоизменятся в зависимости от настроения и желания хозяина. Сколько всевозможных вариантов и комбинаций можно составить из треугольных, квадратных и четырехугольных полок. При покупке такой мебели вместе с инструкцией покупателю выдаются несколько листов с картинками на разные темы, которые можно сложить из этих полок. В гостиной можно повесить полки в виде людей, в детской из этих же полок можно сложить котов, зайцев и птиц, а в столовой или библиотеке - рисунок может быть на строительную тему - дома, замки, храмы.

Вот такой многофункциональный танграм.

Дидактическая игра-головоломка «Танграм»

Толстопятова Ираида Анатольевна, воспитатель МАДОУ «Волшебница» г. Лабытнанги, ЯНАО.
Назначение: Данная игра знакомит детей с геометрическими фигурами, учит складывать определенные фигуры, рекомендована для детей среднего и старшего дошкольного возраста, а также для педагогов и родителей.
Дидактическая игра-головоломка «Танграм»

Цель: Научить детей самостоятельно играть в игры-головоломки, уметь выкладывать из комплекта геометрических фигур, самые различные силуэты.
Задачи: Развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность.
Развивать мелкую моторику, для подготовки детей к школе.
Воспитывать терпение и усидчивость.
Правила игры: В игре необходимо соблюдать следующие правила:
1.При составлении изображений используется весь комплект деталей целиком.
2.Детали геометрического конструктора присоединяются друг к другу.

Всем ли известно, что такое танграм? Это одна из известных головоломок. Она родилась в Китае более 3000 лет назад. Из 7 элементов, на которые разделен квадрат, можно составить множество различных предметов и фигур животных.
Начертите на картоне вот такой квадрат и разделите его на части. Для начала попросите ребенка сложить из этих кусочков снова квадрат. Лучше, если ребенок справится с заданием, не глядя на рисунок квадрата. Но если не получается, то, конечно же, можно воспользоваться образцом.


Из этих фигур выкладываются самые разные силуэты. Ребенку проще сделать это, пользуясь образцами с прорисованными составными частями. Контурные образцы более сложны для воспроизведения.

Очень полезны реальные рисунки тех предметов, силуэтное изображение которых создается с помощью игры-головоломки. В этом случае ребенку будет легче представить изображаемый объект и, может быть, составит свой вариант. Подобные занятия полезны при подготовке детей к обучению в школе.
Комок пуха-
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку (заяц).


Хитрая плутовка-
Рыжая головка.
В лесу живет,
В деревне кур крадет (лиса).


Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придет весна,
Просыпается от сна (медведь).


Не всадник, а со шпорами.
Крылат, да плохо летает.
На плетях и заборах
Песни распевает (петух).



Девочку можно выкладывать и по - другому.


Елка выкладывается разными способами.


Можно создавать картины, сначала выкладывая на столе, а затем приклеивать на бумаге.



Чтобы фигуры не путались, склеила для них конверты, а геометрические фигуры разного цвета, чтобы легче было раскладывать по конвертам.

Танграм игра (кит. «семь дощечек мастерства» Википедия) - головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.).

Играми головолоиками увлечены сейчас и взрослые и дети. Игра головоломка — танграм помогает развивать логическое мышление, геометрическую интуицию, стимулирует различные мыслительные процессы — сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений «целое» — «часть». Все эти умения необходимы для полноценного развития мозговой деятельности детей.

Такая игра — головоломка очень проста в изготовлении. Квадрат 8 х8 см можно вырезать из различных материалов: картона, пластика. Квадрат разрезают а 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Необходмо, чтобы части были одинаково окрашены с обоих сторон.

Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое - необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе - фигуры не должны накладываться друг на друга.

Для занятий с маленькими детьми как правил используют схемыдля наложения фигур танграм. Здесь мы хотим рассказать как мы занимались с помощью материала .

Развивающие листочки со схемами танграма в данном наборе представены в 2-х вариантах: в цветном и контурном. Помимо этого на каждом листочке стихотворение про цифру и задание на мелкую моторику - штриховка контура цифры. Также в наборе схема разноцветного танграма для самостоятельного изготовления с инструкцией.

Цветные схемы для занятий с маленикими детками — от 2-х лет. А так как нам уже 3,5 года то мы распечатали и используем только контурные схемы танграм.

Схемы к танграм для детей

Использовали вот такую схему танграмм, распечатали ее на плотной бумаге, свернули и склеили, а затем разрезали квадрат танграм на части.

Чтобы скачать эту схему танграм себе, просто нажмите на картинку правой клавишей мышки и нажмите «Сохранить картинку как».

В результате у нас получился Вот такой двусторонний цветной танграм.

Схемы к танграм для детей

Затем мы начали заниматься со схемами для танграм — цифры.

Перед ребенком лежит листочек, я ему читаю стишок, затем он начинает заштриховывать контур цифры.

Схемы — цифры к танграм для детей

Схемы — цифры к танграм для детей

После того как контур цифры готов, он начинает выкладывать из частей танграма цифру.

Схемы — цифры к танграм для детей

Схемы — цифры к танграм для детей

Схемы — цифры к танграм для детей

Затем переходим к следующей цифре, читаем стишок про цифру 1, заштриховываем контур цифры и переходим к танграму.

Схемы — цифры к танграм для детей

Схемы — цифры к танграм для детей

Схемы — цифры к танграм для детей

Схемы — цифры к танграм для детей

Схемы — цифры к танграм для детей

Схемы — цифры к танграм для детей

Схемы — цифры к танграм для детей

Так последовательно мы выложили все цифры от 0 до 9, а затем перешли к листочкам со .

В этом наборе листочки также в 2-х вариантах: в цветном и контурном, на каждом листочке еще раскраска и прописи.

Мы выбрали из комплекта 3 схемы: с домиком, ракетой и самолетом и ребенок их выложил из деталек.

Схемы к танграм для детей

Схемы к танграм для детей

Схемы к танграм для детей

Если Вам понравились эти листочки — схемы, то заходите на сайт , там вы найдете еще много полезных развивающих материалов для проведения занятий с детьми дома, в детском саду и школах раннего развития.

А теперь еще немного фото как мы выкладывали из частей танграма цифры. Успехов Вам и Вашему малышу!

Схемы — цифры к танграм для детей

Схемы — цифры к танграм для детей

Схемы — цифры к танграм для детей

Схемы — цифры к танграм для детей

Схемы — цифры к танграм для детей

Схемы — цифры к танграм для детей

Схемы — цифры к танграм для детей

Схемы к танграмм для детей

Схемы — цифры к танграмм для детей

Схемы к танграмм для детей

Схемы к танграмм для детей

Собираем танграм

По одной из легенд танграм появился почти две с половиной тысячи лет тому назад в Древнем Китае. У немолодого императора родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Но старого императора беспокоило, что его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику больше нравилось играть с игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. И три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю" – квадрат, разрезанный на семь частей.

Парфенова Валентина Николаевна, воспитатель детского сада

Одной из составных частей методического сопровождения по разделу “Элементарные математические представления в детском саду” является игра “Танграм”, посредством которой можно решать математические, речевые и коррекционные задачи.

Игра “Танграм” - одна из несложных математических игр. Игра проста в изготовлении. Квадрат 10 на 10 см. из картона или пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей, которые называются танами. В результате получаются 2 больших, 2 маленьких и 1 средний треугольники, квадрат и параллелограмм. Каждому ребенку дается конверт с 7 танами и лист картона, на котором они выкладывают картинку с образца. Используя все 7 танов, плотно присоединяя их один к другому, дети составляют очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.

Игра интересна и детям, и взрослым. Детей увлекает результат – они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Играя, дети запоминают названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуют формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещают их с целью получения новой фигуры. У детей развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.

На первом этапе освоения игры “Танграм” проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой.

Детям предлагаются разные задания: составлять фигуры по образцу, устному заданию, замыслу. Эти упражнения являются подготовительными ко второму этапу освоения игры – составлению фигур по расчлененным образцам <Приложение №1 >.

Для успешного воссоздания фигур необходимо умение зрительно анализировать форму плоскостной фигуры и ее частей. Дети часто допускают ошибки в соединении фигур по сторонам и в пропорциональном соотношении.

Затем следуют упражнения в составлении фигур. В случае затруднений дети обращаются к образцу. Он изготовляется в виде таблицы на листе бумаги такой же по размеру фигуры-силуэта, как и наборы фигур, имеющиеся у детей. Это облегчает на первых занятиях анализ и проверку воссозданного изображения с образцом <Рисунок №1>.

Третий этап освоения игры – это составление фигур по образцам контурного характера, нерасчлененных <Приложение №1>. Это доступно детям 6-7 лет при условии обучения. За играми на составление фигур по образцам следуют упражнения в составлении изображений по собственному замыслу.

Этапы работы по введению игры “Танграм” с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) были следующими.

Сначала игра “Танграм” проводилась как часть занятия по математике в течение 5-7 минут. Наблюдения за детьми во время игры подтвердили тот факт, что игра детям понравилась. После этого был введен элемент соревнования, и тот, кто быстрее других выкладывал картинку, получал награду-фишку.

Детей это еще больше заинтересовывало. Они стали просить оставлять побольше времени для игры “Танграм”. Это позволило проводить математические досуги, викторины, где дети играли до 20-40 минут.

Для обогащения тематики игры возникла необходимость разнообразия данного материала, его находили в журналах “Начальная школа”, “Дошкольное воспитание”, в книгах З.А.Михайловой, Т.И.Тарабариной, Н.В.Елкиной. и др.

Много картинок разрабатывалось воспитателем. Ряд картинок придумали дети подготовительной группы. Наблюдения за детьми подтвердили, что данная игра развивает умственные и речевые способности у детей.

Были ребята с диагнозом “общее недоразвитие речи”, с плохой памятью, с малым запасом слов, замкнутые. Они чаще играли в одиночку. С такими детьми воспитатели играли индивидуально, предлагали картинки для игры дома всей семьей. Результаты были неожиданными, дети стали выравниваться, кто-то быстрее, кто-то медленнее, но они уже не отставали от сверстников в выкладывании картинок и даже опережали некоторых. Победив свою застенчивость, замкнутость, эти ребята стали быстрее овладевать азбукой, чтением, математикой и в школу уходили из детского сада с чистой речью, умея хорошо читать и считать.

Следующим этапом по усложнению данной игры был подбор речевого материала к картинкам: загадки, веселые короткие стишки, скороговорки, чистоговорки, считалки, физминутки. В логопедическом детском саду этот речевой материал для детей с нарушениями звукопроизношения и речи стал особенно полезен. Играя в “Танграм”, дети заучивали этот материал, закрепляли и автоматизировали звуки в чистоговорках и скороговорках. У детей обогащалась речь, тренировалась память.

Во время игры в “Танграм” у детей закреплялись навыки количественного счета. (Всего 5 треугольников, 2 больших треугольника, 2 маленьких треугольника, 1 средний по величине треугольник. Всего в игре 7 танов).

Дети практически овладевали порядковым счетом. Так, если считать таны картинки “Ракета” сверху вниз, то квадрат стоит на пятом месте, маленькие треугольники стоят на первом и четвертом месте, средний треугольник – на третьем, большие треугольники – на шестом и седьмом месте <Приложение №1 >.

Считая таны сверху вниз, слева направо, дети упражняются в ориентировке на листе бумаги.

Составляя ту или иную картинку, дети сравнивают по величине треугольники, определяют место для маленьких, больших и средних треугольников в картинках игры “Танграм”.

Постоянно закрепляется знание детьми геометрических фигур в данной игре (треугольника, квадрата и четырехугольника).

Играя, переставляя маленькие картонные фигурки-таны, дети тренируют мелкие мышцы рук и пальцев.

В логопедических группах детского сада работа ведется по лексико-грамматическим темам, в рамках которых уточняются и закрепляются знания детей об окружающем мире. По многим темам разработаны картинки к игре “Танграм” (дикие и домашние животные и птицы, деревья, дома, мебель, игрушки, посуда, транспорт, человек, семья, цветы, грибы, насекомые, рыбы и др.). По теме “Дикие животные” разработаны картинки: заяц, лиса, волк, медведь, белка, лев, кенгуру <Приложение №1 >. Играя с картинками, выкладывая их, дети заучивают разнообразный речевой материал, а также закрепляют и автоматизируют поставленные логопедом звуки.

Часто папы задаются вопросом: во что поиграть с ребенком дома? Да так, что бы игра была с пользой для развития малыша. Тем более, если этот малыш уже бегает и во всю болтает.

В то время, когда мамы больше любят играть в игры на развитие творческих способностей ребенка (поют, рисуют, лепят с малышом), папы чаще пекутся о логико-математическом развитии их чада. Так во что же поиграть?

Предлагаем Вам игру-головоломку “Танграм”, которую Вы, дорогие папы, легко сможете смастерить для своих чад сами. Эту игру часто называют “головоломкой из картона” или “геометрическим конструктором”. "Танграм" - одна из несложных головоломок, которая под силу ребенку с 3,5-4 лет, а усложняя задачи, она может быть интересной и полезной и для ребят 5-7 лет.

Как сделать "Танграм"?

Изготовить головоломку очень просто. Вам нужен квадрат 8х8 см. Вырезать его можно из картона, из гладкой потолочной плитки (если осталась после ремонта) или из пластиковой коробки из-под DVD фильмов. Главное, чтобы материал этот был одинаково раскрашенный с двух сторон. Потом тот же квадрат разрезают на 7 частей. Это должны быть: 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их друг к другу, можно составить очень много различных фигурок по образцам и по собственному замыслу.

Чем полезна игра ребенку?

Изначально "танграм" - это головоломка. Она направлена на развитие логического, пространственного и конструктивного мышления, сообразительности.

В результате этих игровых упражнений и заданий, ребенок научится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель.

Так с чего же начать?

Этап 1

Для начала можно составить изображения из двух-трех элементов. Например, из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенку можно предложить посчитать все детальки, сравнить их по размеру, найти среди них треугольники.

Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка и т.д.

Этап 2

Немного позже можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки. Начать лучше с составления зайца – это самая простая из нижеприведенных фигур.

Этап 3

Более сложной и интересной для ребят задачей является воссоздание изображений по образцам-контурам. Это упражнение требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры. Такие задания можно предлагать ребятам 5-6 лет.

Это уже посложнее - фигуры человека бегущего и сидящего.

Это самые трудные фигуры в этой головоломке. Но потренировавшись, думаем, и они станут под силу Вашим ребятам.

Тут уже дети могут собирать изображения по своим замыслам. Картинка сначала задумывается мысленно, затем собираются составные отдельные части, после этого создается вся картинка.

Дорогие папы, совсем не обязательно тратить деньги на дорогостоящие игрушки. Помните, что самыми дорогими из всех игрушек для ребенка могут стать те, которые Вы сделаете для него сами. И, конечно же, с которыми играть будете вместе.

Еще задания с ответами к головоломке:

Для организации занятий необходимы следующие инструменты и принадлежности: линейка, угольник, циркуль, ножницы, простой карандаш, картон.

- "Танграм "

"Танграмм" - несложная игра, которая будет интересна детям и взрослым. Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития ребенка. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки.

Квадрат размером 100х100 мм, оклеенный с двух сторон цветной бумагой, разрезают на 7 частей. В результате пулучается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Из полученных фигур складывают различные силуэты.

Головоломка "Пифагора"

Квадрат размером 7х7 см разрезать на 7 частей. Из полученных фигур слажить различные силуэты.

"Волшебный круг"

Круг разрезается на 10 частей. Правила игры те же, что и в других подобных играх: использовать для составления силуэта все 10 частей, не накладывая одну не другую. Разрезанный круг должен быть окрашен одинаково, с двух сторон.

Танграм (кит.七巧板, пиньинь qī qiǎo bǎn, букв. «семь дощечек мастерства») - головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое - необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе - фигуры не должны перекрываться между собой.

Фигуры

Размеры приведены относительно большого квадрата, стороны и площадь которого принимают равными 1.

5 прямоугольных треугольников

· 2 маленьких (с гипотенузой, равной и катетами)

· 1 средний (гипотенуза и катеты)

· 2 больших (гипотенуза и катеты)

1 квадрат (со стороной)

1 параллелограмм (со сторонами и и углами и)

Среди этих семи частей параллелограмм выделяется отсутствием у него зеркальной симметрии (он обладает только вращательной симметрией), так что его зеркальное отражение можно получить, только перевернув его. Это единственная часть танграма, которую требуется перевернуть, чтобы сложить определённые фигуры. При использовании одностороннего набора (в котором переворачивать фигуры запрещено) есть фигуры, которые можно сложить, в то время как их зеркальное отражение - нельзя.

Педагогическое значение танграма

Способствует развитию у детей умения играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.

Автор книги, известный многим читателям по выступлениям в печати о воспитании детей, рассказывает об опыте применения и использования в своей семье развивающих игр, которые позволяют успешно решить задачу развития творческих способностей ребенка.

Книга содержит описание игр, являющихся своеобразной "умственной гимнастикой", подробное описание методики их проведения и способа изготовления.

ВСТУПЛЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЧТО ТАКОЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ?

Развивающие игры Никитиных. Золотая середина. Творцы и исполнители. Какие игры у Никитина. Сколько игр нужно иметь? «Обезьянка»

ГЛАВА 2. ИГРА «СЛОЖИ УЗОР»

Когда и как начинать. Рисованные задания. Ошибки, помощь и подсказки. Не только узоры. Такой же, не такой. Такого же цвета. Размеры. Счет. Один, много, несколько. Счет по порядку. Больше, меньше, поровну. Столько же. Угадай, сколько. Отсчитай. Состав числа. Знакомимся с десятком. Знакомимся с цифрами. Плюс, минус, равно. Понарошку. Делим поровну. Прятки со счетом. Тренируемся и запоминаем. Ориентировка в пространстве. Дорожки и домики. Диктант кубиками. Ищем клад. Последовательности. Что изменилось? Как было? Периметр и площадь. Фигуры и их стороны. Знакомство с периметром. Знакомство с площадью. И периметр, и площадь. Комбинаторика. Симметрия.

ГЛАВА 3. РАМКИ И ВКЛАДЫШИ МОНТЕССОРИ

Знакомство с игрой. Учимся закрывать «окошки». Закрываем «окошки» самостоятельно. Обводим рамки и учимся закрашивать. Обводим рамки и играем. Обводим вкладыши. Закрашиваем. Штрихуем. «Узнай фигуру на ощупь». Вставь на ощупь. Рассортируй. Сравни. Соответствия. «Бусы». «Домик». Тренируем внимательность.

ГЛАВА 4. «УНИКУБ», «СЛОЖИ КВАДРАТ» И ДРУГИЕ ИГРОВЫЕ НАБОРЫ «Уникуб». «Сложи квадрат».

Цвет, форма, размер. Найти подобное. Углы. Длина. На что похоже? Играем в «Обезьянку». «Найди ошибку». Порисуй фигурками. Уменьшенная копия. Начальная геометрия. Заполни силуэт. Что изменилось? Как было? Симметрия. «Кирпичики». «Кубики для всех».

ГЛАВА 5. А ТЕПЕРЬ ВНИМАНИЕ! «Внимание». «Внимание! Угадай-ка»

ГЛАВА 6. ПЛАНЫ И КАРТЫ

Кукольные планы. План комнаты и квартиры. План для самых маленьких. План окрестностей. Мой город. Игры с настоящими географическими картами. Игры с картой, висящей на стене. Игры с картой, лежащей на полу. Карта по кусочкам. Игры-путешествия. Игра «Я знаю!». Отгадай, что это?

ГЛАВА 7. КОТОРЫЙ ЧАС?

Знакомство с часами. Полчаса. Сколько было? Пять минут. Как сказать? Распорядок дня.

ГЛАВА 8. МАТЕМАТИКА С ИГРАМИ НИКИТИНЫХ

«Дроби». Играем с кружочками. Одинаковый и разный. Большие и маленькие. От большого к маленькому. Играем в «Обезьянку». Как было? Учимся считать. Поровну. Состав числа. Знакомимся с дробями. Числитель и знаменатель. От записи числа - к счету в уме. Какая часть цветная? Сколько не хватает? Целое с половинкой. Сравните дроби. Не только дроби. И снова симметрия. «ТЕРМОМЕТР» И «УЗЕЛКИ»

БИБЛИОГРАФИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ.

Непосредственно текст книги занимает 104 страницы. Остальная часть книги приложения – материалы для игр. Ниже фото отдельных страниц книги. Например, страница из главы «сложи узор» и страница из приложения к этой игре.

Фото пары страниц из глав «дроби» и «рамки и вкладыши Монтессори»

Если оценивать книгу по содержанию и стилю изложения, лично я поставила бы «5+».

Как видно из содержания, в книге рассматриваются приемы игры с Никитинскими играми. До покупки этой книги у меня уже была книга Никитина «Интеллектуальные игры». Тогда я думала, а нужна ли еще книга, если есть первоисточник. Купив книгу, ответила себе однозначно «да», т.к.

1. В книге рассматриваются не только игры, рекомендуемые Никитиным, но и другие игры, придуманные Леной Даниловой. Получается, что, обладая несколькими играми, можно играть долго и разнообразно.

2. Очень полезны приложения. Мы сами пока только воспользовались приложениями к игре «сложи узор». Начать сразу составлять узоры Никитина не так просто. В приложении даны примеры рисунков, начиная с одного кубика и далее по нарастающей сложности. Есть приложения и к другим играм.

3. В книге даются рекомендации, как заинтересовать ребенка, если не получается играть сразу (даются и общие рекомендации, и по конкретным играм). Не все дети хотят играть по правилам, и не все дети готовы проявлять интерес только при виде новой игры, родители таких детей найдут в книге немало полезных советов.

Танграм в китайском языке имеет буквальное значение как «семь дощечек мастерства». Считается, что это одна из самых древнейших головоломок в истории человеческой цивилизации, хотя впервые об этой интеллектуальной игре было упомянуто в китайской книге во время правления седьмого маньчжурского императора государства Цин, который правил под девизом «Цзяцин - Прекрасное и радостное». А в европейском лексиконе слово «танграм» впервые появилось в 1848 году в брошюре «Головоломки для обучения геометрии» написанной Томасом Хиллом, в дальнейшем президентом Гарвардского университета.

Считающийся классическим танграм состоит из семи плоских геометрических фигур – два больших, один средний и два маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Эти фигуры складывают для получения другой, более сложной, фигуры. Часто это эти фигуры изображают человека в различных движениях, какое-либо животное или предмет, букву или цифру. Фигура, которую требуется сложить задаётся в виде силуэта или контура и задача найти решение как разместить геометрические фигуры входящие в танграм, чтобы получилось требуемое.

При нахождении решения Танграма требуется соблюдать два условия: первое - необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе - фигуры не должны перекрываться между собой (накладываться друг на друга).

Как можно заметить из истории весьма уважаемые и умные люди относили такую совсем простую с виду игру к достойному самого пристального внимания способу развития интеллекта. Попробуйте и Вы - купить танграм и сложить несколько фигур их этих семи многоугольников.

Кроме этого вида существуют и другие виды танграмов. Все они интересны и увлекательны в нахождении решения. Попробуйте сами.

Головоломка «Танграм»

Одним из самых известных поклонников танграма считается всемирно известный писатель и математик Льюис Кэрролл, тот самый которому человечество обязано появлению разнообразных приключений девочки Алисы. Он обожал эту игру и часто предлагал друзьям задачи из имеющейся у него китайской книги с 323 задачами.

Так же он написал книгу «Модная китайская головоломка», в которой утверждал, что Наполеон Бонапарт, после своего поражения и заточения на остров Святой Елены, проводил время за танграмом «упражняя свое терпение и находчивость». У него был классический набор этой логической игры из слоновой кости и книга с задачами. Подтверждение этому занятию Наполеона есть в книге Джерри Слокума «The Tangram Book».

Не менее известным любителем поразмышлять над собиранием головоломки из семи отдельных фигур являлся Эдгар Аллан По. Этот популярный писатель детективных рассказов с интересными сюжетами часто решал задачи головоломки «Танграм».

Мы рассказали лишь о нескольких известных персоналиях, которые были увлечены этой интересной логической игрой. Надеемся, что купить головоломку «Танграм» теперь будет более интересно. Стоит добавить, что великое разнообразие возможных фигур из семи геометрических фигур поражает – их несколько тысяч, Возможно Вы сможете добавить к ним ещё несколько.

Головоломка танграм «Стомахион» (Игра Архимеда)

Великий мыслитель и математик Архимед упоминает эту логическую задачу в своём труде, который сейчас имеет название Палимпсест Архимеда. В нём содержится одноимённый трактат «Стомахион», в котором рассказывается о таком понятии как абсолютная бесконечность, а также о комбинаторике и математической физике. О всём том, что в современную нам эпоху является важным разделом информатики.

Есть мнение, что Архимед предпринимал попытки выяснить количество комбинаций, с помощью которых можно сложить из 14 сегментов идеальный квадрат. И только в 2003 году с помощью специально разработанной компьютерной программы американец Билл Батлер смог вычислить все возможные решения. Математик пришёл к выводу, что всего эта игра имеет 17152 комбинаций, а при условии, что квадрат не может вращаться и у него не может быть зеркального отражения, то «всего» 536 варианта.

Игра-головоломка «Стомахион» очень похожа на танграм и основным отличием является количество и форма элементов, из которых она состоит. При всей своей незамысловатости эта логическая игра достойна внимания. Древние греки и арабы придавали большое значение задачам и обучению с её помощью.

Кроме задачи найти 536 вариантов идеального квадрата Архимеда эта логическая игра предлагает сложить различные фигуры из составляющих её 14 геометрических фигур. Попробуйте сложить фигуры человека, животных и объектов. Это на самом деле не простая задача как может показаться на первый взгляд. Правила просты: все элементы головоломки «Стомахион» можно поворачивать любой стороной и все они должны быть использованы.

Развивающая игра-головоломка «Танграм» — занятие интересное и детям и взрослым. Впервые знакомить детей с ней можно в 3-4 года. Верхнего возрастного предела у игры нет. Возможно, вы сами с удовольствием поломаете голову над хитроумными фигурками «Танграма». Это игра, развивающая у детей комбинаторные способности, воображение, внимание и умение действовать по инструкции. Кроме того, для малышей «Танграм» станет еще и пальчиковым тренажером.

Задача игрока в развивающей игре «Танграм» сложить фигурки из частей головоломки так, чтобы, во-первых, были использованы обязательно все части головоломки, а, во-вторых, детали не перекрывали друг друга. Фигурки можно как угодно переворачивать, класть любой стороной вверх. Вот, собственно, и все правила.
Для детей разного возраста и развивающие задания в игре «Танграм» должны быть разные.

Задания развивающей игры «Танграм» для детей 3-6 лет

Для малышей 3-4 лет достаточно сложным заданием будет наложить фигурки танграма на готовый образец (ответ) головоломки. При этом детям нужно сопоставить размер и форму фигурок, найти правильное положение, да и точно размесить фигурку на основе-подсказке не так-то просто как кажется. Естественно, что фигуры на карточке должны точно соответствовать размерам фигур игрушки.
Такие же задания нужно использовать и с детьми постарше, начиная их знакомить с этой развивающей игрой. Достаточно дать два-три таких задания и, если ребенок легко с ними справляется, можно переходить к более сложным заданиям.

Задания развивающей игры «Танграм» для детей 5-8 лет

Для детей этого возраста будет по силам складывать модели из фигурок танграма уже рядом с карточкой-ответом. В этом случае, карточка может не соответствовать реальным размерам деталей танграма. Как только ребенок легко будет справляться с такими заданиями, можно переходить к следующему этапу.

Задания развивающей игры «Танграм» для детей от семи лет и старше.

Собственно, именно здесь «Танграм» становиться игрой-головоломкой. Ребенку предлагают собрать модель, предъявляя только карточку с силуэтом фигурки. В семь лет дети смогут справиться с такой задачей, только если они уже раньше играли в более легкие варианты.

Творческие задания к развивающей игре «Танграм»

Когда ребята уже научились складывать фигурки игры-головоломки, вы можете предложить им попробовать придумать свои фигуры-задания. Если вы играете со взрослыми детьми 10-12 лет, то такие фигурки надо попросить зарисовать в двух вариантах – силуэтом и с линиями-подсказками. Можно задать какую-нибудь тему. Например, животные Африки. И устроить конкурс на самую интересную фигуру. Если же дети еще маленькие и не могут сами зарисовать придуманные фигурки, то зарисуйте их сами или сфотографируйте, чтобы идея не пропала.

Изготовление развивающей игры «Танграм»

Сделать «Танграм» своими руками – очень легко. Возьмите два листа цветного картона и прочно склейте их друг с другом. Затем положите под пресс, высушите и вырежьте квадрат. Традиционно размер квадрата для игры «Танграм» составлял 8х8 см. Но вы можете сделать его любого размера. Разрежьте квадрат по схеме.
Схема разрезания квадрата для развивающей игры-головоломки «Танграм»
В Китае и Европе в XVII-XIX веках эту игру делали из слоновой кости или дерева. Вряд ли у вас под рукой завалялась слоновая кость, но – очень даже возможно. Особенно понравится такая игрушка малышам.

История возникновения игры головоломки «Танграм»

История возникновения игры головоломки «Танграм» покрыта тайной. Самая распространенная легенда, гласящая, что изобретена она была в Китае, 4000 лет назад неким божеством по имени Тан – миф, придуманный и запущенный «в люди» американским шахматистом Самюэлем Лойдом. Лойд вообще был изобретателем самых разнообразных головоломок. С одной из них вы, наверняка, знакомы. Это – игра-головоломкой «Пятнашки».
Об истиной истории создания игры-головоломки «Танграм» можно сказать точно только одно – изобрели ее в Китае, скорее всего в ХVIII веке. По крайней мере, первая книга об этой игре была напечатана в Китае в 1803 году. Кстати, у китайцев игры с названием «Танграм» нет, она называется Чи-Чао-Тю, что переводится как «хитроумный узор из семи частей». Игру-головоломку завезли в Америку китайские моряки. А из Америки она уже попала в Европу, где и получила свое имя «Танграм» («тан» — китаец, «грам» — буква).

Фигуры к игре танграм

Фигуры животных к игре танграм:

Страус танграм

Птица танграм

Петух танграм

Лиса танграм

Курица танграм

Гусь танграм

Собака танграм

Рыбка танграм

Лебедь танграм

Кошка танграм

Заяц танграм