Спортивные

Подвижная игра льдинки ветер и мороз. Подвижные игры народов севера. Давайте отдохнем! Тема «Ветер» в подвижных играх для детей

Подвижная игра льдинки ветер и мороз. Подвижные игры народов севера. Давайте отдохнем! Тема «Ветер» в подвижных играх для детей

Солнце

(Хейро)

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, ру­ками делают равномерные взмахи вперед-на­зад и на каждый шаг говорят хейро. Веду­щий - солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).

Правила игры. Все игроки должны уверты­ваться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три - в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Каюр и собаки

Н
а противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них - собаки, третий - каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети трой­ками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура до другого.

Правила игры. Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая бы­стрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть различные препят­ствия.

Олени и пастухи

Все игроки - олени, на головах у них атри­буты, имитирующие оленьи рога. Двое веду­щих - пастухи - стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с пет­лей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, ко­торые дети держат в руках.

Правила игры. Бегать надо легко, уверты­ваясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.

Ловля оленей

Играющие делятся на две группы. Одни - олени, другие - пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры. Ловить оленей можно толь­ко по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени ста­раются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

Куропатки и охотники

Все играющие - куропатки, трое из них - охотники. Куропатки бегают по полю. Охот­ники сидят за кустами. На сигнал «Охот­ники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продол­жается: куропатки опять летают.

Правила игры . Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.

Льдинки, ветер и мороз

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая: Холодные льдинки, Прозрачные льдинки, Сверкают, звенят Дзинь, дзинь...

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг - большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры . Выигрывают те дети, у ко­торых в кругу оказалось большее число иг­роков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. До­говорившиеся берутся за руки. Менять дви­жения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или бы­стрый бег, боковой галоп и т. д.

Ручейки и озера

Игроки стоят в пяти - семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала - это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей ко­лонне). На сигнал «Озера!» игроки останавли­ваются, берутся за руки и строят круги - озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры . Бегать надо друг за дру­гом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.

Рыбаки и рыбки

На полу лежит шнур в форме круга - это сеть. В центре круга стоят трое детей - рыбаков, остальные игроки - рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.

Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы ры­баки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

Здравствуй, догони!

Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся на расстоя­ние десяти больших шагов от шнура. Встают за шнур - это дома. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает пра­вую руку тому, с кем он стоял в паре, го­воря: «Здравствуй!» Ребенок-хозяин отвечает: «Здравствуй!» Гость говорит: «Догони!»-и бежит в свой дом, хозяин его догоняет до черты. Дети по очереди ходят друг к другу в гости.

Правила игры. Здороваться можно толь­ко правой рукой. Говорить «Догони» надо за чертой от игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по-раз­ному: важно, не торопясь; радостно, впри­прыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т.

Смелые ребята

Дети встают в две-три шеренги в зависимости от площади комнаты. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у первой шеренги и т. д. (Дети отвечают.)

Вы смелые ребята?

Смелые!

Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, три (пауза).

Кто смелый?

Я/ Я/..

Бегите!


Первая шеренга бежит на противоположную сторону до шнура, а ведущий ловит убегаю­щих. Так повторяется игра и со следующей группой детей.

Правила игры. Бежать следует только после слова «Бегите!», увертываясь от веду­щего. Ловить за шнуром нельзя.


Нарты-сани

Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1 м. Нарты-сани имеют длину 1 м, ширину 30-40 см, высоту 20 см. Сделать их можно из картона. Выигрывает тот, кто быстрее при­бежит и не заденет нарты.

Правила игры . Бежать надо от черты до черты по сигналу «Беги!». Сначала ставят двое нарт (саней), затем можно добавить еще двое.

Отбивка оленей

Группа играющих находится внутри очер­ченного круга. Выбираются три пастуха, они за кругом - это олени. По сигналу «Раз, два, три - отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чего он под­считывает отбитых оленей.

Правила игры . Бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу. Стрелять надо с места в подвижную цель.



Полярная сова и евражки

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие - ев­ражки.

Под тихие ритмичные удары небольшого буб­на евражки бегают на площадке, на гром­кий удар бубна евражки становятся столби­ком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отме­чают тех игроков, кто отличился большей вы­держкой.

Правила игры. Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

Бег в снегоступах

Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов.

По сигналу воспитателя (взмах флажком) ведущие каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каж­дый огибает свой флажок и бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку коман­ды. Победителем считается та команда, ко­торая раньше закончит бег.

Правила игры . Игра проводится по прин­ципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая флажок, нельзя задевать его.

Оленьи упряжки

Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой -каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, пере­ходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.

Правила игры. Преодолевая препятст­вия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

Вариант . Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает. Аналогично можно провести игру «Собачьи упряжки». Этот вид характерен для бере­говых чукчей.

Важенка и оленята

На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся важенка и двое Оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего: Бродит в тундре важенка, С нею - оленята, Объясняет каждому Все, что непонятно... Топают по лужам Оленята малые. Терпеливо слушая Наставления мамины - играющие оленята свободно бегают по тунд­ре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойман­ного олененка волк уводит с собой.

Правила игры . Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ло­вить только по сигналу и только вне до­мика.

На новое стойбище

Играющие становятся парами. В паре один -олень, другой - каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новые стойбища». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов - тундровиков звук кхх-кхх. Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» все должны построиться в прежней последова­тельности.

Правила игры. Начинать движения надо в соответствии с сигналом. Санный поезд должен двигаться упорядоченно (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность со­храняется и после привала.

Перетягивание каната

На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три - начни!» каждая команда старается перетянуть сопер­ника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры, как на празднике олене­водов.

Правила игры. Начинать перетягива­ние каната можно только по сигналу. Ко­манда, перешагнувшая черту, считается по­бежденной.

Волк и олени

Из числа играющих выбирается волк, осталь­ные-олени. На одном конце площадки очер­чивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (кос­нуться). Пойманного волк отводит к себе.

Правила игры. Выбегать из круга мож­но только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

Белый шаман

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это бе­лый шаман - добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. По­лучивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

Правила игры . Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

Солнце

Играющие становятся в круг. Выбирают солн­це. Солнце ходит по кругу и, указывая на каждого по очереди, считает: Нянь-нянь (хлеб), Кежи-кежи (нож).

Те, которых водящий-солнце назвал кежи, выходят из круга, встают парами и берутся за руки, другие - нянь-нянь - берутся за руки и остаются на месте, тоже в парах. Образуют­ся две группы пар: нянь-нянь и кежи-кежи. Пары каждой группы придумывают разные фигуры.

Правила игры. Выигрывают те пары, ко­торые придумали наиболее интересные фигуры.

Рыбаки

Играющие становятся в круг. Они рыбаки. Водящий показывает им движения рыбаков: тянут сети, вынимают рыбу, чинят сети, гребут веслами

Правила игры . Кто из играющих повторит движения неправильно, тот выходит из игры.

Ледяные палочки

(Сюлы)

Каждый играющий подбирает себе палочку, которая должна быть выше его роста. Не­сколько палочек заранее обливают водой и держат на морозе, пока они не обледенеют. Играющий берет сюлы в правую руку и стано­вится боком вперед, левую руку сгибает в локте, а правую руку заводит за спину, про­пуская палку под согнутый локоть левой руки, и сильно бросает ее.

Правила игры . Сюлы должна лететь толь­ко в прямом направлении. Выигрывает тот, кто дальше бросит палочку. Если палка летит в сторону, то играющий выбывает из игры.

Тройной прыжок

На снегу проводится черта, играющие стано­вятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

Варианты. Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входит от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу они все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого пры­гают дальше.

Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т. д. мест заняли участники каждого звена.

Охота на волка

Охотник встает в 4-5 м от волка (фигуры, вырезанной из фанеры или картона). Он дол­жен попасть мячом в бегущего волка. Двое играющих держат фигуру за веревочки и передвигают ее то влево, то вправо.

Правила игры. Кидать мяч в волка сле­дует с заданного расстояния.

Охота на куропаток

Дети изображают куропаток. Они разме­щаются на той стороне площадки - тундры, где имеются пособия, на которые можно вле­зать (вышки, скамейки, стенки и т. .п.). На противоположной стороне площадки находятся три или четыре охотника.

Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов игры выбирают других охотников, игра возобнов­ляется.

Правила игры . Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ло­вить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.

Ловкий оленевод

В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3-4 м от него. Пооче­редно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим счи­тается тот, кто большее число раз попадет в оленя.

Правила игры . Бросать мяч можно только с условного расстояния.

Нанайская борьба

Играют парами на мате или на ковре. Играю­щие берут друг друга за плечи и борются, стараясь положить соперника на спину. Вы­игрывает тот, кто достиг цели, уложил про­тивника на лопатки.

Правила игры. Бороться можно только на мате или ковре, не сходя с него. Нельзя допускать грубых действий.

Борьба на палке

Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Дер­жась за палку двумя руками и упираясь ступ­нями ног о ступни другого, начинают пере­тягивать друг друга. Выигрывает тот, кто пере­тянет соперника за черту.

Правила игры . Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивания палки нельзя менять по­ложения ступней ног.

Успей поймать!

На игровой площадке находятся две равные группы участников: девочки и мальчики. Веду­щий подбрасывает мяч вверх. Если мяч пой­мают девочки, то они начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков, они стараются не дать его девоч­кам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч.

Правила игры . Передавая мяч, нельзя ка­саться руками игрока и долго задерживать мяч в руках.







Игра «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок, Идут по кругу, изображая, будто катят

Кати по снегу свой снежок. перед собой снежный ком,

Он превратится в снежный ком, «Рисуют» руками большой круг.

И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех комков.

Его улыбка так светла! Широко улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза. Прикрывают голову

Ладошкой, дотрагиваются до носа.

Но солнце припечет слегка – Медленно приседают.

Увы! – и нет снеговика. Разводят руками, пожимают плечами.

Игра: «Снежки».

Цель: Развитие общей и мелкой моторики.

Педагог предлагает детям поиграть в снежки: «Смять большой лист бумаги получился снежок, а теперь попади в цель (на ковре лежит обруч)».

Игра «Замороженные».

Дети выбирают Деда Мороза со считалкой.

Кто в шубе?
Кто в шапке?
У кого красный нос?
Это ты - Дед Мороз!

После слов: - Дед Мороз, Дед Мороз!
Бабу снежную принес!
Баба, баба-снеговуха,

Разбегаются, а до кого Дед Мороз дотронется, тот «заморожен» (садится на стульчик).

Игра «Льдинки, ветер и мороз».

Дети стоят парами лицом друг к другу, стучат ладошками и говорят:

Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки.
Искрятся и звенят:
Динь! Динь! Динь!

На слова педагога «ветер» дети разбегаются под музыку. На слово «мороз» - строят льдинки.

«Не будите медведя»

Цель: учить бегать легко, обегая предметы, меняя направление и темп движения, увертываясь от водящего, с сохранением равновесия после внезапной остановки; формировать волевые качества личности детей (смелость, решительность, уверенность в своих силах); способствовать совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма ребенка; способствовать тренировке артикуляционного аппарата.

Ход игры: Из числа играющих выбирается медведь. На одном краю площадки обозначается дом медведя – берлога, в которой он спит. На другом – встают дети. Играющие хором читают стихотворение И. Токмаковой

Как на горке - снег, снег,
И под горкой - снег, снег,
И на елке - снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише... Не шуметь.

Во время произнесения текста игроки идут к «берлоге», имитируя скольжение на лыжах. По сигналу взрослого: раз-два-три – лови! Ребята стараются убежать от «проснувшегося» медведя и вернуться на линию старта. Выигрывают те дети, кому удастся большее количество раз остаться непойманными.

"Снег кружится".

Цель - научить соотносить собственные действия с действиями товарищей в соответствии с текстом. Ход игры.

Снег, снег кружится, Дети кружатся, затем приседают.
Белая вся улица.
Дуют, изображая, как дует ветер .

Собрались мы в кружок, Разлетелись "снежинки" в разные стороны.
Завертелись, как снежок.

(Игра проводится 3-4 раза.)

"Дед Мороз".

Цель - привить умение выполнять характерные движения.

Ход игры:

Я - Мороз Красный Нос, Дети прыгают навстречу воспитателю, как зайчики.
Бородою зарос.
Я ищу в лесу зверей.
Выходите поскорей!
Выходите, зайчики!
Заморожу! Заморожу!
Воспитатель пытается поймать ребят.

Игра повторяется. Каждый раз Дед Мороз приглашает выходить из леса новых зверей (мишек, лисичек...).

"Два Мороза"

Цель - научить бегать врассыпную, развить навыки пространственной ориентации, быстроту и ловкость.

Ход игры: Дети делятся на две группы, располагаясь в противоположных сторонах помещения. В середине братья Морозы:

"Мы - два брата молодые,
Два Мороза удалые:
Я - Мороз Красный Нос,
Я - Мороз Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?"
Дети:
"Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз!"

Дети перебегают из одного конца помещения в другой. Морозы их ловят.

"Зимние забавы".

Цель - развить координацию речи с движением, общие речевые навыки.

Ход игры:

Мы бежим с тобой на лыжах, Дети изображают ходьбу на лыжах.
Снег холодный лыжи лижет.
А потом - на коньках,
Дети изображают бег на коньках.
Но упали мы. Ах!
"Падают".
А потом снежки лепили,
Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.
А потом снежки катали,
Катят воображаемый комок.
А потом без сил упали.
"Падают".
И домой мы побежали.
Бегут по кругу.
Н. Нищева .

“Не заморозь руки”.

Цель: развить ловкость, волю.

Оборудование: волшебная палочка Снегурочки.

Дети стоят в кругу. Ребенок должен быстро убрать руки до того, как Снегурочка дотронется до них палочкой.

«Белые медведи»

Цель игры: укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие ловкости и координации движения. Перед началом игры дети под руководством воспитателя сносят снег с игровой площадки в одно место и строят снежную горку (высота этой горки и крутизна склона зависит от возраста играющих). Воспитатель объясняет, что дети на время игры стали «белыми медведями». Они поднимаются по склону на снежную горку на четвереньках, переваливаясь (подобно медведям) с бока на бок. Достигнув вершины, дети встают на ноги и сбегают вниз. Игра может проводиться без правил, а воспитатель оценивает качество подъема и спуска «белых медведей».

Вариант игры: подъем на горку и спуск может проводиться с учетом скорости.

«Снежинки и ветер»

Цель игры : развитие воображения ребенка, внимательности, умения играть в коллективе.

Игру хорошо проводить по первому выпавшему снегу, предварительно показав детям в окно, как падает снег, обратить их внимание на полет снежинок. Именно «снежинками» становятся дети, выходя на игровую площадку. Они берутся за руки, образуя круг, который может двигаться в разные стороны. Воспитатель говорит: «Ветер сильный подул!.. Разлетайтесь, снежинки!..» По этому сигналу воспитателя начинается собственно игра: дети разбегаются в разные стороны по игровой площадке, как снежинки, уносимые ветром, расставляют в стороны руки, бегают, крутятся подобно снежинкам. Через некоторое время воспитатель говорит: «Ветер стих!.. Возвращайтесь, снежинки!..» По этому сигналу дети спешат вернуться, снова взяться за руки, образовав круг. Вариант игры: каждый ребенок должен хорошо запомнить свое место в круге, место своего соседа, а после второго сигнала воспитателя занять именно свое место.

«Не упади на льду!..»

Цель игры: обучение передвижению по гладкой поверхности льда, развитие ловкости и координаций движений.

На игровой площадке воспитатель выбирает уже готовую очищенную от льда небольшую гладкую ледяную поверхность. Воспитатель предлагает детям:

1. Пройти по гладкой поверхности ледяной дорожки 1-1,5 м скользящим шагом, не отрывая подошвы от поверхности, и постараться не упасть.

2. Ребенок после разбега (2-3 шага) старается проскользить немного на подошве по ледяной дорожке.

Во время выполнения упражнений воспитатель обязательно должен страховать детей от падения.

«СНЕЖНАЯ КАРУСЕЛЬ»
Цель: развитие чувства ритма, умения ориентироваться в пространстве.
Ход игры: взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки. По сигналу взрослого они идут сначала медленно, потом всё быстрее, в конце концов - бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться медленно, а потом всё быстрее и быстрее, пока взрослый не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и опускают руки. После небольшого отдыха игра возобновляется.

«ЗИМА ПРИШЛА!»

Цель: развитие ловкости, находчивости, умения действовать по команде.
Ход игры: дети разбегаются по площадке и прячутся, присаживаясь на корточки за снежными валами, горкой, снеговиком и т.д. Взрослый говорит: «Сегодня тепло, солнышко светит, идите гулять!» Дети выбегают из укрытий и разбегаются по площадке. На сигнал: «Зима пришла, холодно! Скорее домой!» - все бегут на свои места и снова прячутся.

«БЕРЕГИСЬ, ЗАМОРОЖУ!»

Цель: развитие быстроты, умения ориентироваться в пространстве.
Ход игры: все играющие собираются на одной стороне площадки, и взрослый с ними. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу!» - говорит он. Дети быстро бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в доме.

«НАЙДИ СНЕГУРОЧКУ!»

Цель: развитие внимания, памяти.
Материал: кукла «Снегурочка»

Ход игры: взрослый наряжает куклу Снегурочкой и прячет её на участке так, чтобы никто из детей не знал об этом. Во время прогулки взрослый говорит о том, что сегодня к ним в гости обещала прийти Снегурочка, она хочет поиграть и поплясать с детьми. Наверное, она уже пришла и спряталась, чтобы её поискали. Когда ребёнок найдёт Снегурочку, он играет и танцует с ней.

«МОРОЗ-КРАСНЫЙ НОС»

Цель: развитие ловкости, быстроты, воспитание выдержки, терпения.
Ход игры: на противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, и в одном из них располагаются играющие. На середине площадки лицом к ним становится водящий - Мороз-Красный нос (взрослый). Он произносит;
Я Мороз-Красный нос!
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Играющие хором отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам Мороз!» После этого они бегут через площадку в другой дом, а Мороз догоняет и старается их заморозить (коснуться рукой). «Замороженные» останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до окончания перебежки. Игра повторяется несколько раз.

«СНАЙПЕРЫ»

Цель: формирование точных движений, обучение метанию, развитие мышц рук.
Материал: снежный вал, яркая игрушка.
Ход игры: на верхний край снежного вала или стенки кладут яркий кубик, кеглю или другой предмет. Можно поставить для сбивания несколько одинаковых или разных предметов. Дети должны сбить предметы снежками.

«РАЗ, ДВА, ТРИ - ЛОВИ!»

Цель: развитие ловкости, быстроты, укрепление дыхательной системы.
Материал: снежный вал или сугроб.
Ход игры: дети становятся на одной стороне площадки за воображаемой чертой. На противоположной стороне площадки сугроб или снежный вал.
Немного в стороне, сбоку от играющих, располагается «ловишка». Играющие хором произносят: «Раз, два, три - лови!» После этого все перебегают на другую сторону площадки и прячутся за сугроб. «Ловишка» догоняет бегущих, и осаленные им отходят в сторону. «Ловишка» не может ловить тех играющих, которые успевают убежать за сугроб. После 3-4 перебежек выбирают нового «ловишку».

«ПО СНЕЖНОМУ МОСТИКУ»

Цель: развитие равновесия, обучение прыжкам.
Материал: снежный вал.
Ход игры: ребёнок поднимается на снежный вал и проходит по нему до конца, сохраняя равновесие. Дойдя до конца вала, спрыгивает с него и поднимается на вал ещё раз. Если ребёнок боится идти один, взрослый помогает ему.

«СНЕЖИНОЧКИ-ПУШИНОЧКИ»

Цель: развитие умения действовать согласованно, внимательно слушать команды.
Ход игры: играющие движутся вокруг снеговика, поворачиваясь одновременно и вокруг себя. Через некоторое время направление движения меняется, хоровод кружится в другую сторону.
Взрослый говорит:
Снежиночки – пушиночки

Устали на лету,

Кружиться перестали,

Присели отдохнуть!
Играющие останавливаются, приседают. Отдохнув немного, они возобновляют игру.

«Дети и зайчик»

Дети стоят в кругу. В середине круга сидит один ребенок – «зайчик». Воспитатель говорит:

Зайчишка беленький,
Зайчишка серенький,
Выйди с ними погулять,
Будем весело прыгать:
Прыг, прыг, прыг,
Прыг, прыг, прыг.
На последние слова все дети и зайчик, стоя на месте, прыгают на двух ногах
На слова воспитателя:

Зайчик, тихо попрыгай
И кого хочешь выбирай!

Ребенок – зайчик прыгает к любому участнику игры, который стоит с остальными ребятами в кругу, и они меняются местами. Затем игра повторяется.

«Елочки бывают»
Украсили мы елочку разными игрушками, а в лесу елочки разные растут, и широкие, и низкие, высокие, тонкие.
Вот если я скажу "высокие" - поднимайте руки вверх.
"Низкие" - приседайте и руки опускайте.
"Широкие" - делайте круг шире.
"Тонкие" - делайте круг уже.
А теперь поиграем!

Ведущий играет, стараясь запутать детей.


Наблюдений за погодой или лепбука на английском языке
идеи для лэпбука на английском языке
пример 4- недельной темы " Погода" на английском языке
Развитие речи и знакомство с окружающим миром
Презентация для детей " Явления природы" с рассказами и картинками
стихи о природных явлениях и погоде

календарь погоды в картинках со стрелочкой
календарь наблюдений за погодой
Природные явления и объекты -демонстрационный материал
детская энциклопедия
занятие в старшей группе
занятие "Солнышко"
картинки для рассказа из испанской детской книжки о возникновении радуги
Заклички на дождь
http://www.chertyaka.ru/detskie_skazki/ ... ozhdik.php - сказка про дождик
идея для устройства сенсорной коробки
Скороговорки
***
Во дворе-подворье погода размокропогодилась.
***
Встретил в чаще еж ежа:
-Как погодка, еж?
-Свежа!
И пошли вдвоем дрожа,
Скорчась — съежась два ежа.

Чтение
Природные явления - презентация для детей по Доману
Подготовка руки к письму
тематические шнуровки
Логика и математика

  • Сделайте фоны для счётного материала
-облако из белой или голубой бумаги для счёта стеклянных капелек,
-с рисунком зонтика под дождём/ грибочкадля счёта мелких игрушек или картинок, которые спрятались,
-небо в виде картонного листа для счёта тучек- голубых и белых ватных шариков и т.д.
Готовый фон для счётного материала "Зонтики" для счёта мелких синих помпонов- капелек
  • Постройте простой график "Любите ли вы дождь?" с колонками "да" и "нет"- отмечайте ответы детей капельками из голубого картона.
игра с тучками и каплями дождя - счёт и число
игра с зонтиками - счёт, число, геометрические фигуры, мат. карточки
идея простой в изготовлении игры с воздушными змеями
карточки для счёта с прищепками "Дождь"
пазлы со счётом "Радуга"
игра - бродилка
Подвижные игры и физминутки
Подвижная игра "Льдинки, ветер и мороз"

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят
Дзинь, дзинь...
Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг - большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.
Правила игры . Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.

Подвижная игра "Заря"

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит: Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.
Правила игры . Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.

«Золотые ворота»

Два водящих: солнце и луна. Встают против друг друга, берутся за руки, образуя ворота. Остальные игроки берутся за руки и вереницей идут через ворота. Изображающие ворота в это время говорят: «Золотые ворота пропускают не всегда, в первый раз прощается, второй запрещается, а на третий раз, не пропустим вас». Ворота закрываются при последних словах и ловят того, кто не успел пройти. Задержанного тихонько спрашивают на какую сторону хочет встать: луны или солнца. Игра до последнего игрока. Потом 2 команды устраивают перетягивание каната.

Игра «Гром – ураган – землетрясение»

Все участники делятся на тройки. Двое берутся за руки и образуют «домик», а третий становится внутрь и становится «жильцом». Когда водящий говорит: «Гром!» - «жилец» выбегает из «дома» и ищет себе другой «домик». Когда ведущий говорит: «Ураган!» - «домик» взлетает и пытается найти себе другого «жильца». При слове «Землетрясение!» все игроки рассыпаются в разные стороны и образуют новые тройки. Водящий пытается занять свободное место, а тот, кому места не хватило, становится новым водящим.

Эксперименты и наблюдения

Эксперименты для детей с описаниями на английском, но понятные по фото:

  • Комнатный дождь ☁ 💧
Прекрасный зрелищный, но в тоже время простой опыт!!
☁ Понадобится:
- прозрачная ёмкость,
- вода,
- пена бритья,
- пищевой краситель
В прозрачную ёмкость,типа контейнера, банки или большого пластикового стаканчика, налить воды и выдавить сверху пену для бритья, затем капнуть на пену несколько капель пищевого красителя и смотреть, как через некоторое время пойдёт дождь)
Если пищевой краситель порошковый, то предварительно развести капельку в воде, можно прям в ложке.
  • Как сделать музыку дождя?


Идеи для творчества


Зимнее физкультурное развлечение в детском саду для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями «Зимние забавы и игры».

Тихомирова Анна Юрьевна инструктор по физической культуре МДОУ "Детский сад № 12 "Полянка".
Описание: Данный сценарий адресован инструкторам по физической культуре, педагогам дошкольных образовательных учреждений, организаторам семейных клубов. Представленный материал не требует специальной подготовки детей и педагогов.

Цель: приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни.
Задачи: обобщить знания детей о зиме, как о времени года; развивать внимание, ловкость,выносливость, быстроту, умение действовать по сигналу;
воспитывать доброжелательность, умение действовать в коллективе сверстников и других взрослых;прививать интерес к физической культуре и спорту, зимним забавам.
Оборудование и материалы: клюшки, теннисные мячи, мячи фитболы по 2 шт, костюм "зимы", шапочки или эмблемы животных и сказочных персонажей по количеству детей, аудиозапись.
Предварительная работа: знакомство детей и родителей с подвижными играми, работа с родителями - изготовление шапочек и эмблем.

Ход развлечения:

Дети и родители входят в зал украшенный снежинками.
Инструктор: В гости к нам пришла зима,
Отворяйте ворота, выходи честной народ,
В наш веселый хоровод!
- Я приглашаю вас в гости к Зимушке.
Ходьба по залу с выполнением действий по тексту:
Мы шагаем по сугробам, Ходьба по залу,
По сугробам крутолобым. Ходьба на носках
Поднимай повыше ногу, Ходьба с высоким подниманием колена
Проложи другим дорогу. Бег парами взрослый - ребенок «саночки»
Очень долго мы шагали, Ходьба
Наши ноженьки устали.
Мы присядем, отдохнём, Присесть
А потом гулять пойдём. Ходьба
Инструктор: Вставайте свободно по всему залу. Вместе выполним зимнюю зарядку и погреемся!
Игра - разминка "Греемся".
А на улице мороз - Ну-ка все потерли нос!… (Трем носы.)
Ни к чему нам бить баклуши, Быстро все взялись за уши!… (Беремся за уши.)
Покрутили, повертели, Вот и уши отлетели!… (Вертим уши.)
У кого не отлетели, С нами дальше полетели!… (Машем руками.)
Головою покачали!… (Качаем головой.)
По коленками постучали!… (Стучим по коленям.)
По плечам похлопали!… (Хлопаем по плечам.)
А теперь потопали!… (Топаем.)
Дидактическая игра «Наряжаем елку».
Инструктор:
А сейчас, друзья, сыграем
В интересную игру:
То, чем елку наряжаем,
Я детишкам назову.
Вы послушайте внимательно,
И ответьте обязательно,
Если мы вам скажем верно,
Говорите "Да" в ответ.
Ну, а если вдруг - неверно,
Говорите смело "Нет!"
- Разноцветные хлопушки?
- Одеяла и подушки?
- Раскладушки и кроватки?
- Мармеладки, шоколадки?
- Шарики стеклянные?
- Стулья деревянные?
- Плюшевые мишки?
- Буквари и книжки?
- Бусы разноцветные?
- А гирлянды светлые?
- Снег из ваты белой?
- Ранцы и портфели?
- Туфли и сапожки?
- Чашки, вилки, ложки?
- Конфеты блестящие?
- Тигры настоящие?
- Шишки золотистые?
- Звездочки лучистые?
Игра малой подвижности «Елочки бывают».
Инструктор: Украсили мы елочку разными игрушками, а в лесу елочки разные растут, и широкие, и низкие, высокие, тонкие.
Вот если я скажу "высокие" - поднимайте руки вверх.
"Низкие" - приседайте и руки опускайте.
"Широкие" - делайте круг шире.
"Тонкие" - делайте круг уже.
А теперь поиграем!
(Инструктор называет "елочки" стараясь запутать участников, на роль ведущего можно выбрать одного из родителей).
Инструктор включает в аудиозаписи вой ветра, скрип снега.
Инструктор: Слышите, Зима спешит к нам навстречу, холодно вдруг стало, правда? Для того, чтобы зима показалась, нам нужно превратиться в волшебных зверушек или сказочных персонажей.
Дети надевают шапочки или эмблемы.
В зал входит Зима.
Зима: Я волшебница - зима,
Я на праздник к вам пришла.
И не просто пришла
- Вам подарки принесла.
Я покрыла поле снегом,
Снег на ветки лег.
Пруд и речку заковала
Я под крепкий лед.
Вы меня не испугались?
К печке теплой не прижались?
Не пожаловались маме?
Можно жить мне будет с вами?
Инструктор: Зимушка, очень ждали мы тебя, поиграй-ка с нами, удиви своими чудесами.
Зима: Много игр веселых знаю я, давайте поиграем в мою любимую игру «Льдинки ветер и мороз».
Подвижная игра «Льдинки, ветер и мороз».
Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят
Дзинь, дзинь...
Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети и взрослые разбегаются в разные стороны. На сигнал «Мороз!» ищут свою пару и берутся за руки.
Зима: Молодцы весело играли! Не озябли? А если к нам сам Мороз пожалует, не испугаетесь? А вот и братья Морозы! Прячьтесь в дом.
Подвижная игра «Два мороза»
На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки лицом к ним становятся водящие - пара взрослый и ребенок и произносят:
Мы два брата молодые, два мороза удалые,
Я Мороз - Красный нос.
Я мороз – синий нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Играющие хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
После этого они перебегают через площадку в другой дом, Морозы догоняют и стараются их заморозить (коснуться рукой). Они подсчитывают, сколько играющих удалось заморозить. В конце игры выясняется, какая пара Морозов заморозила больше играющих.
Инструктор: Нет, не под силу Морозу нас испугать и заморозить, мы быстрые и ловкие потому, что занимаемся спортом. Например, умеем в хоккей играть! Вставайте в две команды: мальчики с папами и девочки с мамами, остальные участники будут поддерживать их громкими аплодисментами!
Игра – эстафета «Хоккей».
По сигналу первый участник с помощью клюшки ведет шайбу до ориентира и обратно, передает клюшку следующему участнику.
Инструктор: мы такие ловкие, можем и снеговика построить!Что нам для этого нужно? Верно, снежные комки!
Игра – эстафета «Снежный ком».
По сигналу первый участник катит фитбол до ориентира и обратно.
Зима: Спасибо вам, позабавили вы меня!
Инструктор: Зимушка, мы не только быстрые, но и очень весёлые, посмотри какой зимний карнавал, устроили в твою честь! Дети и взрослые встают в хоровод. Зима встает в центр круга.
Игра-танец «Зимний карнавал».
Участники выполняют движения по показу инструктора по физической культуре.
Зима: Удивили вы меня, но где же девочки и мальчики? Здесь только белочки и зайчики!
Инструктор : Посмотри зима внимательно, это и есть наши ребята!
Дети снимают маски.
Зима: Верно, очень весело мне с вами было, всех ребят я полюбила, а сейчас пришла пора расставаться детвора. Получайте за ваши игры и смех, за храбрость и смекалку от меня вкусное угощение!
Зима раздает угощение, выходит из зала.
Инструктор: Нам пришла пора возвращаться в детский сад. Ребята, мамы и папы вставайте свободно по залу.
Игра малой подвижности «Нитка и иголка».
Инструктор называет имя одного из детей. Ребенок подходит к инструктору берет его за руку и называет имя следующего участника по желанию ребенка и т.д. Игра продолжается до тех пор пока все участники не возьмутся за руки и не замкнут большой круг.
Инструктор: Вот мы и вернулись в наш любимый детский сад! Вам желаю я друзья быть дружными, здоровыми, сильными и смелыми, никогда не болеть и дружить с зимой! До свидания ребята.

Страница 2 из 2

«Льдинки, ветер и мороз»

Основные задачи : Учить детей использовать двигательный опыт в новых условиях; учить детей правильно дышать холодным воздухом; закреплять признаки зимы (морозно, идет снег, метели, вьюги); воспитывать у детей интерес к совместным действиям.

Оснащение занятия: маленькие обручи 12-16 шт., удочка по количеству детей, мяч.

Ход занятия

I . Передвижение к месту занятия: ходьба по снегу, скольжение по ледяным дорожкам.

«Дети, поглядите вокруг. Как красиво! Много снега! Какой он пушистый, мягкий, серебристый. Красивая зимой наша спортивная площадка! Хорошо среди белых снегов побегать, поиграть и чистым, морозным воздухом подышать.

Упражнение на дыхание . Вдохните свежий воздух, только носом. Глубже в себя втяните, а ртом – выдохните. Вот так. Повторим несколько раз. (3-4 раза.)

Уж ты, зимушка – зима,

Ты с морозами пришла.

Ветер воет, вьюга вьет,

Вдоль по улице метет».

Игровое упражнение «Метелица» . Дети становятся друг за другом в полуоборот и берутся за руки. Первыми становится наиболее подготовленный ребенок – он ведущий. Ведущий пробегает между снежными валами, санками, снеговиком – ведет цепочку за собой. Главное – не разомкнуть руки и не задеть за предметы. Воспитатель следит за правильным дыханием детей. (3-5 мин.)

II. ОРУ в кругу:

  1. «Снежинки медленно падают на землю». Поднимать руки вверх медленно опускать вниз. (8-9 раз.).
  2. «Налетел сильный ветер, закружил снежинки». Кружиться в правую (левую) сторону с последующим приседанием. (6-8раз.)
  3. «Деревья гнутся». Раскачивать туловище из стороны в сторону. (6-8 раз.)
  4. «Что делают дети, чтобы согреться?.. А зайцы как греются?.. А птицы как согреваются?..- Прыжки, подскоки, бег на месте и т.д.

Подвижная игра «Два мороза» . Все играющие располагаются на одной стороне площадки. Двое водящих – морозы – стоят, повернувшись лицом к играющим, и говорят:

Мы два брата молодые,

Два мороза удалые.

Я Мороз - Красный нос,

Я Мороз - Синий нос.

Кто из вас решится

В путь - дороженьку пуститься?

Дети дружно отвечают:

Не боимся мы угроз.

И не страшен нам мороз

Дети перебегают на другую сторону площадки, а морозы стараются их заморозить (осалить). Те, кого морозы коснулись, считаются замороженными, т.е. пойманными. После двух перебежек водящие меняются. (3-4 раза.) Правила игры : начинать перебежки только после окончания слов.

Без досок, без топоров

Через реку мост готов.

Мост как синее стекло!

Скользко, весело, светло.

Игровое упражнение «С льдины на льдину» . В две линии в шахматном порядке обозначаются 6-8 кружков (раскладывают обручи) на расстоянии 50 см. один от другого – это льдинки. Дети двумя колоннами прыгают на двух ногах, руки произвольно. Главное, точно приземлиться на льдинку. (2-3 раза.)

Подвижная игра «Льдинки, ветер и мороз» . Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят

Дзинь, дзинь…

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки. Правила игры . Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу. В игру желательно включать разные движения: подскоки, легкий бег, быстрый бег, боковой галоп и т.д. (3-4 раза.)

III. Игра малой активности «Заморожу руки, ноги». (С использованием длинной палочки, удочки) . Дети стоят в кругу, вытянув руки вперед, выставив вперед одну ногу. В середине круга водящий с удочкой. Водящий со словами «Заморожу! Заморожу!» пытается задеть удочкой руки или ноги стоящих в кругу. Дети должны быстро убрать руки за спину, приставить ногу к другой ноге. Тот, кого ведущий задел, считается «замороженным». Отмечаются дети, которых не удалось «заморозить». Правила игры : удочку высоко не поднимать; руки и ноги, которые дети убрали, возвращать в исходное положение после того, как водящий с удочкой отойдет к другому игроку.

«Медвежий праздник»

Основные задачи : Развивать у детей двигательную инициативу, силу; расширять кругозор, закреплять представления о национальных праздниках, традициях наших народов; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.

Оснащение занятия: канат, 2-4 набивных мяча, флажок.

Ход занятия

  1. «В январе коренные народы севера отмечают Медвежий праздник. Медведь у хантов и ненцев считается священным животным. Его не трогают охотники; к нему относятся уважительно, как к старшему брату или отцу. В этот праздничный день встречаются люди с разных селений, устраивают игры и соревнования. Вот и мы сегодня будем вместе с вами отмечать этот замечательный праздник.

Сегодня праздник долог,

Никто не устает.

Сегодня весь поселок

И пляшет и поет. /Р. Ругин./

Медвежий праздник начинается с того, что самые храбрые жители отправляются будить медведя, т.к. в зимнее время медведь спит.

Пойдем и мы к «берлоге» медведя. Дорога к ней не близкая. Придется преодолевать преграды.

- «Идем по глубокому снегу, след в след» - ходьба, высоко поднимая колени.

- «Впереди кочки» - ходьба с перешагиванием через снежные комы.

- «Не заблудись в лесу» - ходьба «змейкой», огибая препятствия, деревья.

- «Надо поторопиться» - бег в умеренном темпе.

II. - Чтобы медведя не бояться мы должны быть сильными и смелыми, а для этого нам надо сделать зарядку.

ОРУ в двух шеренгах.

  1. «Крепкие руки». И.п.: о.с. руки к плечам, кисти сжаты в кулак. 1 – руки в стороны, разжать кулаки. 2- с силой вернуть руки в и.п. (10 раз.)
  2. «Накачаем здоровье». И.п.: ноги на ширине плеч, руки вниз. 1-2- наклон вправо (влево), скользя правой (левой) рукой по бедрам, произнося «ш-ш-ш», правую (левую) руку к подмышке; 3-4 – и.п. Ноги не сгибать и не сдвигать. (4-6 раз.)
  3. «Крепкие ноги». Приседания. (8-10 раз.)
  4. «Мы ловкие». Прыжки на двух ногах с поворотом на 90 град. (2 раза по 20 пр.)

Чтобы ловкость развивать и внимание,

Проведем мы сейчас наши состязания.

Игра-соревнование «Перетягивание каната».

Две команды перетягивают канат. Кто перетянет на свою сторону, тот и выиграл. У каната красной ленточкой отмечена середина, под ленточку кладут гимнастическую палку (чертят линию). Правила : начинать перетягивать только по команде «Начали!». (2-3 раза.)

«А вот и берлога медведя. Кто смелый и сможет медведя разбудить?»

Подвижная игра «Просыпайся, медведь!» (Вариант «У медведя во бору».) На одной стороне площадки находится берлога медведя (круг), на другой стороне (за чертой) – дом детей. Они выходят из дома и идут по направлению к берлоге, приговаривая:

Хватит мишка уже спать -

Мы хотим с тобой играть!

С последним словом медведь выбегает из берлоги и ловит (салит) играющих. Дети стараются убежать в свой дом. После двух перебежек выбирается другой медведь, а пойманные вновь вступают в игру. Правила игры : медведь может ловить играющих только до черты - их «дома», ловить касанием руки.

«После того как медведь просыпался, люди у него просили прощение:

Прости, что приходили

К тебе в тайгу с ружьем.

Прости, что разбудили

Тебя в жилье твоем! /Р. Ругин./

Самый храбрый и сильный из всех жителей надевал костюм или шкуру медведя, и с ним боролись остальные мужчины, изображая победу над грозными силами природы. Как же нам определить самого сильного? (Ответы детей.) Давайте, определим с помощью тяжелых мячей. Кто бросит мяч дальше всех – тот и будет победителем.

Игровое упражнение «Самый сильный!» . Дети становятся в 2-4 колонны (в зависимости от количества набивных мячей). Играющие подходят к черте и выполняют бросок набивного мяча двумя руками из-за головы. Воспитатель отмечает самый дальний бросок флажком. Игра повторяется 2-3 раза. При каждом повторении определяется победитель. Правила игры : бросать мяч только оговоренным способом и от черты.

В конце праздника люди говорили слова благодарности медведю и извинялись за то, что побеспокоили: Медведя мы как брата

За все благодарим.

«Но мы не виноваты» -

Прощаясь, говорим. /Р. Ругин./

III. Ходьба в колоннах за самыми сильными детьми. Дети проходят круг почета, выводят остальных детей со спортивной площадки и ведут в детский сад.

«Веселая масленица»

Основные задачи : Учить детей быстро ориентироваться в пространстве, используя разные варианты двигательных действий, действовать согласовано; расширять кругозор, закреплять представления о быте, основных занятиях и особенностях жизни на Руси; воспитывать интернационализм, коллективизм, уважение к труду.

Оснащение занятия: канат, 2-а обруча, цветные замороженные фигурки, санки, лыжные палки, картонный блин.

Ход занятия

  1. «Сегодня мы с вами встречаем праздник – не простой, а такой, в котором зима лютая встретится с весной красной. Вы знаете, как такой праздник называется?» Дети хором отвечают – «Масленица»! «Кто знает, почему на Масленицу было принято обязательно печь блины? (Дети: « блин по своей форме круглый, он похож на солнце. Считалось, что люди, выпекая блины, таким образом, помогают солнцу горячей припекать, чтобы поскорее пришла весна».)

II. ОРУ в нескольких кругах.

  1. И.п.: стоя лицом в круг, руки сцеплены,

Поднять руки вверх, прогнуться; - и.п. (6-8 раз.)

2. И.п.: стоя спиной в круг, касаясь плечами друг друга, ноги широко расставлены.

Наклониться вперед, постараться коснуться руками земли, колени не сгибать,

И.п. (6-8 раз.)

3. И.п.: стоя лицом в круг, руки сцеплены,

Сесть, удержаться, спина прямая,

И.п. (6-8 раз.)

4. И.п.: стоя друг за другом по кругу, руки на поясе,

Прыжки, продвигаясь по кругу, друг за другом,

По сигналу – смена направления. (20х2 раза.)

Молодцы, ловко у вас получилось выполнить упражнения. Ведь только если действовать сообща, можно достичь успеха.

Раньше на Масленицу не только блины пекли, а еще и вокруг села на санях три раза объезжать – тоже круг рисовать, солнышку помогать.

Игры - эстафеты:

«Гонка на санях». Играющие делятся на две группы. Надо проехать свой маршрут, сидя на санях, но отталкиваясь от снега лыжными палками. Побеждает команда, первая преодолевшая свой маршрут.

«Гонки на трех ногах». Двум игрокам, стоящим рядом, связывают вместе по одной ноге. Пары выстраиваются на линии старта и по команде бегут до ориентира. Побеждает та пара, которая первая пробежала нужный отрезок пути.

А кто из вас, дети, знает поговорки и пословицы про щедрую Масленицу?

Дети (по очереди говорят пословицы и поговорки):

Без пирогов – не именины, а без блинов – не Масленица;

Блин – не клин, живота не расколет;

Пусть первый блин и комом, зато все остальные хороши;

Где блины, там и мы, где оладьи, там и ладно, где с маслом каша, там и место наше.

Подвижная игра «Снежинки и ветер» .

На слова: «Снежинки, прилетайте, по полю полетайте!», дети должны плавно покружиться, словно настоящие снежинки во время снегопада. А на слова: «Снежинки, поспешите, от ветра улетите!» - дети разбегаются в стороны и приседают, чтобы ветер не сдул. (3-4 раза.)

А сейчас новая забава, всем силачам – почет и слава!

Русская потеха, не только с силой, но и со смехом.

Игра «Перетягивание каната» - это старинная русская забава, которая проводилась на всех зимних праздниках с самых незапамятных времен.

III . Игра малой активности « Найди блин». (Вариант игры «Тихо – громко»)

С помощью считалки выбирается водящий, он встает в центр круга и закрывает глаза. Педагог дает одному из детей картонную фигурку блина). Все дети, кроме водящего, знают, у кого находится блин. Когда водящий приближается к нему, дети начинают сильно хлопать в ладоши и топать ногами, когда отдаляется – прекращают топать и хлопают тише. Игра продолжается, пока водящий не найдет блин.

«День рыбака»

Основные задачи : Ознакомить с народными играми и приметами; развивать двигательные способности: скоростно-силовые, координационные; воспитывать сознательное отношение к физкультуре и спорту, уважение к традициям наших народов.

Оснащение занятия: 4 обруча, 4-5 пластмассовых рыбок, 2 кастрюли, 2 большие ложки, большая скакалка,

Ход занятия

I. «В конце марта отмечается ДЕНЬ РЫБАЛОВА – один из любимейших праздников на Руси, так как рыба возвращается к жизни с зимовья. Говорили: «На Алексея с гор вода, а рыба со стану трогается», «Алексей Теплый зиму – зимскую на нет сводит». На улице дети обливались талой водой, дающее здоровье, и трижды восклицали: «Лада!». В русских деревнях устраивали гусиные бои. Если в березах пробуждался сладкий сок, то устраивали праздник березового сока.

Отправимся и мы на этот праздник. А для этого мы должны построиться парами (тройками). А сможете ли вы построиться быстро по сигналу в пары или тройки?

Подвижная игра «Два и три». Дети ходят или бегают врассыпную. На сигнал воспитателя «Два!» образуют пары с любым находящимся рядом ребенком, берутся за руки и бегут к заранее условленному месту (флажку, дереву), где строятся пара за парой в том порядке, в котором подбегают. Если воспитатель скажет «Три!», то дети образуют тройки и затем бегут к месту построения. (3-4 раза.)

II. – Дружно ударились рыбы об лед,

И начался на реке ледоход. /В. Степанов./

Рыбаловы всегда готовятся к предстоящим испытаниям и делают разминку, чтобы подготовить организм к нагрузкам:

  1. И.п.: о.с., руки перед грудью

Выполнить 2 рывковых движения согнутыми руками, развести руки в стороны и 2 рывковых движения прямыми руками,

И.п. (8 раз)

2. И.п.: ноги на ширине плеч, руки сцеплены сзади в замок

Повороты туловища вправо-влево. (8 раз.)

3. Перенос тяжести тела с одной ноги на другую. И.п.: ноги расставлены,

Присесть на одной ноге, другую прямую ногу отставить в сторону, руки вперед

Перенести тяжесть тела на другую ногу, туловище держать прямо. (6 раз.)

4. Наклоны туловища. И.п.: ноги врозь, руки на пояс,

Поочередно наклонять туловище: вперед- вправо (влево)- назад- влево (вправо). (4-5 раз.)

5. И.п.: о.с.

Круговые движения правой рукой (назад - вверх, резко опустить вперед - вниз). (по 6 раз.)

Всегда, отправляясь в море, рыбаки сверялись с приметами. А вы – то приметы заветные, рыбацкие знаете?

Народные приметы:

Если вечером небо красное будет – жди сильного ветра;

Закипела в море пена – будет ветру перемена;

Если на горизонте видна синева – к хорошим весенним промыслам.

А сейчас посмотрим, чья артель больше рыбы наловит.

Игра «Лови рыбу». Дети встают в круг, у каждого по рыбки (любой предмет) на земле. Движение по кругу, выполняя задания. По сигналу, быстро берем предмет (рыбку). Кому не хватит, выбывает из игры.

Игра «Веселый рыболов».

Я – веселый рыболов, Дети, взявшись за руки,

Ждет меня большой улов, идут по кругу и поют песню.

Берегитесь червячка, Водящий – «рыболов» движется

Не сорваться нам с крючка! Внутри круга противоходом.

Волны плещутся в реке, Дети останавливаются и поднимают и опускают сцепленные руки

Удочку держу в руке, («волны»). «Рыболов» «закидывает удочку», поворачиваясь вокруг

своей оси.

Вот запрыгал поплавок, Дети выполняют «пружинку».

Кто – то клюнул на крючок. С окончанием слов, «рыболов» догоняет детей.

По окончании игры каждый пойманный говорит знакомое ему название рыбы.

В рыболовецкую артель всегда брали рыболовному делу учиться зуйков – робят – подростков. Учили рыбаки зуйков рыбу приманивать приговорками вот такими: «Первый лов – с перьем в рот», «Лов на рыбу – клев на уду» и др. А еще зуйки уху варили. Посмотрим, чьи зуйки быстрее и вкуснее уху сварят.

III. Игра малой активности «Свари уху». Дети стоят в двух колоннах. Рядом с первым участником на полу лежит обруч с 5-6 рыбками, рядом с последним – кастрюля с ложкой. По сигналу дети начинают передавать по одной рыбке друг другу, последний участник опускает их в кастрюлю. Когда последняя рыбка окажется в кастрюле, игрок мешает ложкой «уху» и поднимает ложку («уха» готова). Выигрывает команда, выполнившая задание первой.

«Ворона – вестница весны»

Основные задачи : Развивать двигательные способности: ловкость, быстроту; ознакомить с традициями, фольклорным материалом нашего народа; закреплять представление детей о повадках птиц; воспитывать сплоченность, доброе отношение друг к другу.

Оснащение занятия: цветные ленточки по 2 на каждого ребенка, мяч.

Ход занятия

I. По легенде, как-то давным-давно летела Ворона в северные края. Видит – кругом пусто, холодно, угрюмо. Собралась она тогда с силою и каркнула во все воронье горло. Полетел её призыв над просторами, ожила земля, проснулся человек. Почет Вороне на все века!

А мы сегодня поможем Вороне разбудить природу? (Дети: Да!) Тогда стройтесь друг за другом, и полетели.

Подвижная игра «Просыпайся, природа!». Дети идут (бегут) в колонне. На сигнал воспитателя «Просыпайся природа!» - расходятся (разбегаются) по площадке, размахивая руками и произнося «Кар! Кар! Кар!». По сигналу «Полетели!» - собираются и продолжают ходьбу (бег) в колонне за воспитателем. (3-4 раза.) Правила игры : задания выполнять по сигналам.

Нынче праздник,

Древний праздник.

В гости еду- еду я

Люди чтят вороний праздник,

Люди как одна семья. /Л.Лонгортов./

II. «Люди радуются крику Вороны, приходу Весны. Семь дней веселятся, поют песни, играют в игры, а на седьмой день все семьи собираются вместе и отмечают Вороний праздник. В этот день будят рано: «Скорей бегите на улицу – Ворона прилетела, подарочки принесла» И действительно, на ветках ближайших кустов и деревьев висят связки калачей – баранок, символизирующие теплые весенние солнышки, и яркие ленточки – солнечные лучики. Смотрите, и на веточках наших деревьев развешены ленточки. Подходите, подпрыгивайте, снимайте по две. Будем с ленточками танцевать – Весне радоваться». (Можно под музыку, используя переносной магнитофон.)

1. И.п.: о.с., ленты в опущенных руках.

Медленно поднять руки вверх, потряхивая кистями, придавая волнообразное движение лентам,

Сделать два круга одной прямой рукой в боковой плоскости.

То же другой рукой. (5-6 раз.)

2. И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны.

Повернуться вправо, левой рукой коснуться правой, вернуться в и.п. То же самое в другую сторону. (5-6 раз)

3. И.п.: ноги на ширине плеч, руки вниз

Медленно наклониться вперед прогнувшись, прямые руки вперед, потряхивая кистями рук, придавая лентам волнообразное движение,

Резко выпрямиться, отводя руки назад. (8 раз.)

4. И.п.: о.с., руки внизу - сзади

Присесть, вынести руки вперед, помахать лентами,

Вернуться в и.п.(6-8 раз).

5. Кружение на месте в одну, затем в другую сторону (по 2-3 раза).

Дети складывают ленточки.

«Сегодня мы с вами поиграем в игры, где участвуют Вороны и другие птицы.

А первая игра называется «Хромая ворона»

По жребию выбирается «хромая ворона», остальные играющие – «воробушки». На площадке отмечается «гнездо». «Хромая ворона» уходит в свое «гнездо», где она может стоять на двух ногах.

«Воробушки» стараются выманить «ворону». Они могут бегать у «гнезда», чирикая и пища на разные голоса, дразнить водящего: «Хромая ворона! Карр, карр, воровка!» Как только «ворона» присмотрит себе жертву, она встает на одну ногу, выпрыгивает из «гнезда», старается «запятнать» зазевавшегося «воробья». Если это не удается, она встает на обе ноги, а новая «хромая ворона» спешит в «гнездо». «Ворона» может «запятнать» свою жертву и на обеих ногах, но при этом она не должна выходить из «гнезда». Правила игры: «хромая ворона» должна скакать на одной ноге, на той, на которой выскочила из «гнезда». Если она переменит ногу или коснется второй ногой земли, то должна снова отправиться в «гнездо» и водить сначала. Никто из «воробьев» не имеет права вскакивать в «гнездо» и даже наступать на черту. (4 – 5 раз.).

«Названия каких птиц вы знаете? (Дети отвечают.) Так будут называться наши команды». (Например: воробьи, галки, вороны.)

Вторая игра «Успей перелететь». Дети–воробьи – поднимаются на бревно, дети–вороны – на гимнастическую стенку, дети-галки – на вкопанные колеса, чурки. Когда воспитатель произносит названия двух птиц (воробьи – галки) и считает до пяти, две команды должны поменяться местами. Дети не успевшие занять место на новом предмете, получают штрафное очко - дополнительное движение при перемене мест. (3-4 мин.) Правила игры : Не начинать перебежки, пока воспитатель не начал считать; с лестницы не спрыгивать, а слезать.

«Много опасностей подстерегает птиц. Но самым ловким и внимательным – никакие опасности не страшны».

Третья игра «Охотники и утки». Взявшись за руки, играющие составляют круг. Рассчитавшись на первый-второй, образуют 2 команды: одни – охотники, другие – утки. Охотники остаются на своих местах в кругу, а утки выходят в середину круга. Перед носками стоящих в кругу проводится черта, за которую охотникам переступать нельзя. Охотники перебрасывают мяч, стараясь попасть им в уток. Утки убегают, увертываются от мяча. Утка, которую задел мяч, считается подстреленной и выходит из круга. Через некоторое время по сигналу воспитателя охотники подсчитывают свои трофеи. Команды меняются ролями. (3-4 мин.) Правила игры : мяч бросать в ноги; если охотник переступил линию – попадание не засчитывается.

II. Игра малой активности «Летает – не летает». Дети берут ленточки в руки и идут в обход площадки. Педагог называет предметы. Если будут названы летающие предметы, например, самолет, птица, бабочка, жук и т.д., то играющие поднимают руки в стороны (или вверх) делают взмахи ленточками, в противном случае поднимать рук не следует. (2-3 мин.)

«Ай, ай, месяц май!»

(Травник)

Основные задачи : Учить детей использовать навыки основных движений в новых условиях; обогащать двигательный опыт; закрепить признаки весны; воспитывать смелость, инициативу, самостоятельность, сообразительность.

Оснащение занятия: 2 цветные ленточки (синяя, красная), бревно.

Ход занятия

I. В мае интересна связь двух явлений природы. Это наступление похолоданий в пору, когда зацветает черемуха и распускается дуб. То северный – холодный ветер подует, то теплый – южный. Как вы думаете, сможет северный ветер нас заморозить? (Дети: «Нет!») Сейчас мы будем убегать от северного ветра, а южный будет нас размораживать».

Подвижная игра «Северный и южный ветер». Выбирают двух водящих. Одному на руку повязывают синюю ленту – это северный ветер, другому красную – это южный ветер. Остальные дети бегают по площадке. Северный ветер старается заморозить как можно больше детей, дотронуться до них рукой. Замороженные принимают какую-либо позу (руки в сторону, вверх, на поясе, стоят на одной ноге и т.п.) Южный ветер стремится разморозить детей, так же дотрагиваясь рукой и восклицая: «Свободен!» Через 2-3 мин. назначают новых водящих, и игра повторяется. (2-3 раза.)

Правила игры : не двигаться с места, пока «Южный ветер» не дотронется рукой и не скажет «Свободен!».

«Не заморозит нас северный ветер потому, что мы не любим стоять на месте: бегаем и прыгаем, делаем зарядку. Поэтому мы не замечаем холода, нам тепло и даже жарко».

ОРУ в движении по кругу.

  1. На каждый шаг рывки руками попеременно левой вверх, правой назад и наоборот (6-8 раз).
  2. Ходьба выпадами вправо, влево (один круг).
  3. На каждый шаг наклоны к ноге, выставленной вперед, и выпрямление туловища (один круг).
  4. Приседания (6-8 раз) в ходьбе. Шаг правой, приставить левую, присесть, выпрямиться.
  5. Прыжки, имитируя прыжки через короткую скакалку в беге (один круг).
  6. Ходьба медленная. Упражнение на дыхание (один круг).

II. - Май – время первых трав, очень нужных домашним животным и полезных для людей. Майские щавель и крапива – радость и украшение любого весеннего стола. Разливаются ручьи, а вода в них холодная. Как нам через ручейки пройти, а ноги не замочить?». (Дети отвечают: «Перейти по мостику, перепрыгнуть».)

Группа делится на две подгруппы.

Первая подгруппа выполняет прыжки с разбега «через ручейки» (обозначенные двумя шнурами, линиями - шириной 80-100 см.). (6-8 раз.)

Вторая подгруппа выполняет ходьбу по бревну , стараясь сохранить равновесие (не упасть в ручей). Задание выполняется поочередно. Требуется страховка воспитателя (особенно, если бревно влажное).

Затем происходит смена движений в подгруппах и начинается.

Подвижная игра «Ручейки и озера» . Игроки стоят в двух колоннах с одинаковым числом играющих в разных частях площадки – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры : бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу. (4-5 раз.)

III. Игра малой активности «Малечена – калечина».

Играющие выбирают ведущего. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку (длиной 20-30 см). Все произносят такие слова: Малечина – калечина,

Сколько часов

Осталось до вечера,

До летнего?

После слов «до летнего» дети ставят палочку на ладонь или на любой палец правой (левой) руки. Как только дети поставят палочки, ведущий считает: «Раз, два, три…. Десять». Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

Дети должны разойтись по всей площадке и встать как можно дальше друг от друга, чтобы удобнее было держать равновесие для палочки.

Вариант: для усложнения задания игрокам можно предложить удерживать одновременно две палочки на двух ладонях (на правой и на левой).

Список использованной литературы:

  1. А.И.Фомина. «Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду». Пособие для воспитателя подготовительной к школе группы 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984.-159 с., ил..
  2. В.Н. Шебеко. «Вариативные физкультурные занятия в детском саду»: старший дошкольный возраст/ Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 100с.
  3. Л.Д.Глазырина «Физическая культура – дошкольникам. Старший возраст»: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 264 с.
  4. Л.И.Пензулаева «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет».- М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001 – 112 с.: ил.
  5. М.Д.Маханева «Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений».- М.:АРКТИ, 1999. – 88 с.
  6. В.Г.Фролов «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке»: Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение, 1986. – 159 с.
  7. М.А. Давыдова «Спортивные мероприятия для дошкольников»,М., «Вако», 2007г.
  8. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет. Сада/ Сост. А.В.Кенеман; Под ред. Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.: ил.
  9. М.Ю. Картушина, «Русские народные праздники в д/саду», М.,2006г.
  10. С.Р. Николаева., С.Р. Катышева и др. «Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по госу-му образо-му стандарту», СПб., «Детство – Пресс», 2009.- 304 с.